Жители Улан-Удэ, бывая в его центре, обычно проходят мимо привычных старых зданий, ничего не зная об их появлении и не задумываясь, какой пласт истории города оказался полузабыт после советского периода. Между тем, дореволюционный Верхнеудинск содержит много интересного. О достопримечательностях исторического центра корр. ИА UlanMedia рассказал известный гид и директор ТИЦ Чингис Аханянов.
Отметим, Чингис Аханянов большой знаток и любитель истории родного края, опытный экскурсовод. Кроме того, он хорошо известен в среде улан-удэнских моделистов, хотя от этого увлечения уже отошел.
Чингис Аханянов. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
Небольшая экскурсия началась с экспозиции самого музея, недавно пополнившейся макетом Верхнеудинского острога, воссозданного по эскизам Миннерта. Как объяснил Чингис Аханянов, территория острога представляла собой огороженный деревянной стеной неправильный квадрат со сторонами в 50 метров. По углам "квадрата" возвышались сторожевые башни, одна из которых находилась напротив поклонного креста на Батарейной горе. На стенах — надолбы, позволявшие удобнее стрелять сверху по атакующим. Постройка, служившая воротами острога, одновременно являлась часовней. В этом году археологи раскопали лишь один из фрагментов стены.
Чингис Аханянов продемонстрировал и другие экспонаты музея, выставленные по случаю открытия туристического маршрута "Гостеприимный Верхнеудинск". Некоторые из них специально привезли из краеведческого музея Читы. Например, металлическая памятная доска из Читы, стоявшая в доме, где останавливался цесаревич Николай Второй.
Здание музея истории Улан-Удэ некогда являлось особняком верхнеудинского купца Ивана Голдобина, в котором цесаревич Николай останавливался во время путешествия по Сибири в 1891 году.
Другие экспонаты — старинное издание военной энциклопедии с собственноручно начертанной на титульной странице резолюцией Николая Второго. Здесь же выставлено седло, в котором цесаревич ездил во время визита в Читу. Или коллекция настольных медалей, отлитых в честь русских императоров. Примечательна и экспозиция работ Верхнеудинского фотографа Николая Бурлакова с пейзажами дореволюционного Верхнеудинска.
Покинув музей — дом купца Голдобина, мы отправились к следующему историческому зданию. Это дом купца Капельмана — знакомое улан-удэнцам двухэтажное кирпичное здание по улице Ленина, декорированное фигурами атлантов. К слову, улица Ленина до революции носила название Большая Николаевская. Это здание построил в начале XX века купец Нафтолий Леонтьевич Капельман.
— В конце 19-го века активно развивались баргузинские золотые прииски. В добыче золота активно участвовали евреи, они довольно грамотно все это развивали. Этот дом Нафтолий Каппельман построил за довольно короткий срок, со 2 июня по 5 октября 1907 года. Эти даты изображены наверху фасада. Дом очень грамотно спланирован. Насколько я знаю, потомки Капельмана дружат с заслуженным деятелем культуры Бурятии Радой Жалсараевой, — рассказывает Чингис Аханянов.
По его словам, здание сохранилось до наших дней с небольшими искажениями и стоит в списке ценной исторической застройки. В интерьере дома сохранился хорошей работы камин и ажурное художественной ковки ограждение лестницы. Архитектура здания содержит элементы эклектики, крыша выполнена как вальмовая кровля, характерная для дореволюционного времени. Отмечается необычная для Верхнеудинска пластика фасадов. Боковые фасады выполнены глухими, в расчете на последующие пристрои по линии застройки улицы.
К рассказа Чингис Аханянов, первоначально в доме Капельмана размещался зубоврачебный кабинет Зубовской, нижний этаж сдавался в аренду под чайный магазин Син Тай Луня, кондитерский магазин "Модерн" и кофейню купца Евсея Цыгальницкого. В сентябре 1812 года в здании зарегистрировано товарищество "Торгово-промышленная и комиссионная контора Н.Л. Капельман и Г.И. Виневич" для производства лесных материалов. В 1918-1920 годы в нем размещалась контора Прибайкальского союза сельского потребительского общества "Прибайкалсоюз". Здесь же действовало подразделение Прибайкальского подпольного комитета большевиков, которое, опираясь на сельские подпольные ячейки, готовило вооруженное восстание в Мухоршибирской и Бичурской волостях. В настоящее время в здании размещены офис "Буркоопсоюза", нотариальная контора и магазины.
Отметим, расчет архитектора на пристрои к боковым фасадам оправдался: к дому Капельмана сейчас непосредственно примыкают более современные здания, построенные уже во второй половине прошлого века.
— Посмотрите, как строили до революции, и сравните с "серыми коробками" советского периода, — говорит Чингис Аханянов.
Отметим, Верхнеудинск был купеческим городом, и застройка исторического центра в основном представлена домами купцов. По словам Чингиса Аханянова, в Верхнеудинске типичный дом зажиточного купца имел два этажа. Первый этаж отводился под торговые лавки, второй служил жильем. Таким был, к примеру, расположенный неподалеку от дома Капельмана дом купца Петра Трунева на улице Ленина, в котором ныне расположена аптека. Петр Трунев вошел в историю как меценат, жертвовавший средства на городское освещение и сторонник декабристов. В доме же одно время размещалось правительство Дальневосточной республики. Или стоящий рядом с ним дом кяхтинского купца Первой гильдии Митрофана Курбатова, в котором ныне расположен офис Азиатско-Тихоокеанского банка. Нередко первый этаж был кирпичным, а второй, деревянный, надстраивался уже позднее.
Дом купца Трунева. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
Что касается купца Митрофана Курбатова, он тоже вошел в историю города как личность незаурядная — общественный деятель, меценат, интеллектуал и просто гостеприимный хозяин.
— Митрофан Курбатов в 1817 году на свои средства построил на берегу Уды водоотводную плотину, остатки которой до сих пор можно видеть на городском пляже. А в 1822 году он собрал наплавной мост через Уду, за что был награжден золотой медалью "За заслуги" и званием "Почетного гражданина Верхнеудинска", — рассказывает Чингис Аханянов.
Кроме того, Митрофан Курбатов увлекался минералогией, имел уникальную коллекцию образцов камней Забайкалья. Также он занимался усовершенствованием крупчатой мельницы, выполнял поручения департамента мануфактур и внутренней торговли, готовя для него торговую статистику по Забайкалью, активно сотрудничал с Географическим обществом. Поэт Дмитрий Давыдов, смотритель Верхнеудинского учебного округа, автор песни "Славное море, священный Байкал", и племянник легендарного гусарского командира войны 1812 года, некогда дал в свое время такую оценку личности Митрофана Курбатова: "В нашем маленьком городе можно иногда столкнуться с человеком, приметным во всех отношениях. Скромность не позволяет мне назвать всеми любимою купца, отличавшегося светлым умом и добрым, благородным сердцем. Зашедши к нему в дом, забываешь, что живешь в Забайкалье. Тут и радушие, и откровенность, и журналы и газеты". А сын и наследник Митрофана Курбатова — Апполон Курбатов, купец второй гильдии, заслужил звание потомственного почетного гражданина Верхнеудинска.
Можно добавить, что у дома купца Митрофанова когда-то имелся портик с колоннами, разобранный в 1950-е годы.
Маршрут пролегал дальше, по бывшей Большой Николаевской, мимо Гостиных рядов, построенных в 1868 году по проекту иркутского архитектора Антона Лосева, мимо стоящего рядом с ними старинного здания общественного колодца. Проходим мимо дома купца Мостовского. Чингис Аханянов вел нас к дому мещанина Дмитрия Пахалкова, он же дом полицейской управы. Дом расположен на пересечении улиц Ленина и Куйбышева, некогда улицы Троицкой. Двухэтажный дом по улице Ленина, 13 был построен в 1801-1804 годы, став первым каменным жилым зданием Верхнеудинска. В 1809 году куплен государственной казной под размещение присутственных мест и казначейства. Позднее на крыше здания была надстроена пожарная каланча, снятая лишь в 1930-е годы. В конце 19 века здесь размещалось полицейское управление.
— Вот ругают царский режим как "кровавый", но тех е декабристов казнили всего пятерых. Очень гуманно Николай Первый с ними обошелся, каким бы ни был "солдафоном". Простых солдат и вовсе расформировали по другим полкам, рассудив что они вообще были не виноваты. Так же и полицейские органы в империи были очень маленькие, постоянно были жалобы, что не хватает людей для борьбы с криминальными элементами, которые хлынули в Верхнеудинск после постройки железной дороги, — рассказывает Чингис Аханянов.
Архитектура здания, по его мнению, интересна народным претворением мотивов классицизма. Сейчас в доме мещанина Пахолкова и бывшем жандармском околотке расположен отдел судебных приставов по Советскому району Улан-Удэ.
Чингис Аханянов немного рассказал и про дом купца Немчинова, расположенный у этого же перекрестка. По его словам, раньше было много споров о декоративных вазах на крыше этого здания: полые они внутри, или сплошные. Проверка показала, что это все-таки цельные скульптуры. Отметим, эти "вазы" сохранились со времен постройки здания. Можно упомянуть и дом Мордовского на улице Банзарова, — двухэтажное каменное здание, построенное в 1876 году.
Чингис Аханянов рассказал о планах дальнейшей реконструкции исторического квартала Верхнеудинска по улице Соборной, буквально на днях получившей дореволюционное название. По его словам, здесь опираются на опыт строительства исторического квартала в Иркутске, но хотят, чтобы он получился более "живым" — с как можно большим присутствием обычных горожан, занятых повседневными делами, а не только лишь туристическим сервисом. Что касается исторических зданий в центре Улан-Удэ, они не исчерпываются теми, что были перечислены, но охватить их все в рамках короткой экскурсии было невозможно. Чингис Аханянов рассказал, что в рамках проекта "Гостеприимный Верхнеудинск" ведется разработка маршрутов вдоль памятников дореволюционной архитектуры города. В заключение же следует отметить, что последнее время в Улан-Удэ возрос интерес к своей истории дореволюционного периода, и это не может не радовать.