Байкальский текстильный комбинат был образован в 2018 году для производства пряжи, для машинного вязания, для производителей чулочно-носочной продукции и верхнего трикотажа. Он возник на базе компании "Ажур-текс", существовавшей с 2008 года. Используя экологически чистое сырье комбинат производит шерстяную пряжу. Предприятий подобного профиля в России всего пять. Комбинат в Улан-Удэ — единственный за Уралом.
— Часть выпускаемой пряжи планируется использовать на нашем производстве — у нас располагаются свои чулочно-носочные цеха и цех верхнего трикотажа — плосковязальные машины, — рассказывает директор по развитию Алексей Спиридонов. — Наш инвестиционный проект о производстве экологически чистой пряжи поддержали в Министерстве промышленности Республики Бурятия.
По рассказу Спиридонова ранее комбинат работал в основном на сырье из Белоруссии, немного закупали и у российских комбинатов. Хлопковое сырье шло из Узбекистана. Теперь же решено работать с поставками из Забайкалья.
Активное развитие производства требует привлечения квалифицированных кадров. Стратегическим партнером предприятия по вопросам кадрового обеспечения является Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.
— В Забайкальском крае, рядом с нами, производится именно тот вид шерсти — тонкорунный, на котором мы планируем работать. Тонкорунная шерсть нужна именно для того, чтобы производить пряжу высокого качества для верхнего трикотажа и чулочно-носочной продукции.
Более грубая пряжа, по словам специалиста, используется для ковровых изделий валенок и других войлочных изделий. Рынок тонкой пряжи занят в России лишь частично, есть большой спрос на эту продукцию из-за рубежа.
— Японцы и канадцы, американцы очень интересуются такой продукцией, — говорит Алексей Спиридонов. — Мы намерены проводить всю сертификацию нашей продукции, получать международные протоколы качества, чтобы в дальнейшем уже участвовать в выставках международных и выходить на иностранных партнеров-покупателей.
В настоящий момент на комбинате завершается отладка производственных мощностей. Проект был разработан немецкой компанией, все оборудование немецкое и французское, самое лучшее в мире. Используются и станки, произведенные в Китае. В России такого оборудования пока не производится
По проектной мощности производство рассчитано на две смены– это от 40 тонн пряжи в месяц. На собственное производство — верхний трикотаж и чулочно-носочные изделия пойдет один процент, всё остальное планируется производить на заказчиков.
— Работать будем только под заказ, т.е. на склад ее не будем производить. Все так работают — только под заказ конкретно, — говорит Алексей. Кому-то нужна, например, суровая пряжа, т.е. неокрашенная, в натуральном цвете. Кому-то нужна крашеная, ну и в определенных цветах. И она еще подразделяется по составу и по номерам, т.е. есть технические номера, термины
На комбинате также будет производиться окраска пряжи российскими красителями. Сохранились контакты с производителями краски, ранее поставлявшими свою продукцию на Улан-Удэнский тонкосуконный комбинат. Это предприятия из Санкт-Петербурга, Москвы, Йошкар-Олы.
— Красители планируем использовать экологически-натуральные — там есть красители для шерсти, есть красители для синтетических волокон. Пряжа у нас будет идти как стопроцентная чистая шерсть, так и шерсть с добавлением синтетических и искусственных волокон — это акрил, вискоза, бамбук, ну что используют, в основном, все производители, т. е. под запросы рынка, т. е. кому что нужно и в разном процентном соотношении: 30 на 70, 50 на 50, 20 на 80, и разных метрических номеров. У нас метрические номера примерно будут от 20-го до 34-го. Это как раз те номера пряжи, которые используются для данной продукции — чулочно-носочной и верхнего трикотажа.
Главная потребность комбината в настоящий момент – это люди. Для выхода на запланированную мощность необходим коллектив до 100 человек. Уже размещены заявки в республиканском центре занятости, ведутся переговоры с местным многоуровневым колледжем, который уже с весны 2020 года будет обучать людей с расчетом на трудоустройство на текстильном предприятии.
— Более всего мы нуждаемся в операторах прядильного цеха, прядильщицах. Это, в основном, женская работа, — говорит Алексей. — В легкой промышленности всегда больше женщины работали, т.е. у них моторика лучше идет и узлы связывать пряжи нужно.
Для мужчин комбинат предлагает работу в красильном цехе и на загрузке, где шерсть подается в бункер. Необходимы также операторы на ленточные машины, операторы на ровничные машины, на мотальные машины.
— Преимущество работы на комбинате в том, что это единственное такое предприятие за Уралом. Всего в России только четыре подобных предприятия. Рынок пряжи очень востребован, — констатирует Спиридонов. – Мы прочно займем место в этой нише. Будущие партнеры уже связываются с нами и интересуются, когда мы покажем первые образцы пряжи. Этот проект просто обречен на долгие десятилетия жизни.
Комбинат способен обеспечить работников стабильной работой, зарплатой и социальным пакетом. Заработная плата будет пересматриваться в зависимости от запросов рынка, а он показывает неизменный рост заказов.
Основной проблемой Алексей Спиридонов называет нехватку квалифицированных специалистов. В России нет даже институтов, где бы их готовили. Частично обеспечить предприятие кадрами может многоуровневый колледж Улан-Удэ, с которым достигнута договоренность о подготовке персонала. "Сейчас уже первые студенты у нас пока на цех верхнего трикотажа проходят практику, а со следующей недели придут студенты как раз на цех производства пряжи, то есть прядильщицы. У них сейчас будет проходить практика в декабре, и потом уже основная практика будет весной проходить. То есть часть этих студентов после прохождения практики будем смотреть. И кого-то уже возьмем на работу".
Люди, которые работали на тонкосуконном комбинате в Улан-Удэ, уже видят информацию, что мы набираем сотрудников. Уже эти люди — инженеры, электрики, прядильщицы — приходят к нам. Они спрашивают, когда можно будет трудоустроиться. Я думаю, что часть этих людей, опытных, которые помнят что-то еще, мы обязательно примем на работу, — делится соображениями Алексей Владимирович. — И уже эти опытные люди будут обучать уже других специалистов. Люди, которые непосредственно работали на этом оборудовании раньше, какие-то несколько человек — они необходимы. А оборудование, оно практически из года в год оно одинаковое, просто меняются программы, электроника какая-то добавляется, а вся механика — она практически та же остается, что и 20, и 10 лет назад.
Конечно, хотелось бы молодых людей еще, да выпускников каких-то, кто бы пришел сюда, чтобы люди к нам шли, знали, что стабильное предприятие, перспективное, что здесь можно работать долго, десятилетиями, развиваться, учиться с нами. Потому что мы постоянно ездим на курсы какие-то, обучаемся каким-то технологиям. Может быть будем и отправлять так же на обучение. Надеемся, что и из других регионов к нам поедут.
— Я сам приехал сюда из Новосибирска год назад с расчетом работы именно на этом комбинате. У меня уже 15-летний стаж работы в легкой промышленности. Я принял решение конкретно ехать на этот комбинат. Я увидел, что запускается такое производство, мне это было интересно, и я нисколько не жалею. Это для меня очень большой опыт — начинать с нуля данный проект.
Проект "Человек труда" создан по инициативе Союза журналистов России, проводится при поддержке губернатора Приморского края. Стратегический партнер проекта — Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Партнеры – ПАО "ВМТП", ООО "Приморскуголь", ООО "Русская Рыбопромышленная Компания", Slavda Group. Сайт проекта https://человектруда.рф/.