Кондитерская фабрика "Амта" имеет почти полувековую историю. Предприятие начало свою работу в 1971 году и с этого времени значительно увеличила ассортимент производимой продукции и завоевала доверие потребителей. В настоящее время здесь производится более 200 наименований шоколадных и кондитерских изделий от наборов премиум-класса до карамели с различными начинками и разнообразной формы. На предприятии работает 4 основных производственных цеха: карамельный, бисквитный, конфетно-розничный и кондитерский по производству высокорецептурных видов продукции — тортов и пирожных. Знаменитое ныне имя "Амта", что в переводе с бурятского означает "сладость", Улан-Удэнская кондитерская фабрика получила в 1995 году.
Активное развитие производства требует привлечения квалифицированных кадров. Стратегическим партнером предприятия по вопросам кадрового обеспечения является Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.
За высокое качество сладкой продукции уже почти четверть века отвечает главный технолог фабрики Тамара Ванданимаева.
— Я пришла на фабрику в 1978 году, — вспоминает Тамара Батоевна. — После окончания Восточно-Сибирского технологического института я стала работать здесь инженером-лаборантом в карамельном цехе, который считается самым тяжелым цехом, так как производство карамели достаточно сложное. И начинала я с азов. Если считать управление производственного цеха, инженер-лаборант — это самое начальное, первичное звено, который принимает сырье, полуфабрикаты, контролирует, ведет весь технологический процесс, контролирует готовую продукцию и выпускает. Потом пять лет проработала мастером конфетного цеха.
Когда в 1995 году было принято решение сделать меня главным технологом всей фабрики, я забеспокоилась. Думаю, или конкретно работать технологом в одном цехе, а тут… Технологии кондитерских изделий очень разные. Допустим сахаристые изделия, технологии очень сильно отличаются от мучных. Мучное производство я не очень хорошо знала, как технолог, практически. А так-то теорию я знала. Конечно, сначала было трудно. Все равно, есть технологи, есть люди, которые помогают. Очень хорошо помогают, обычно рабочие. Старые, проверенные, которые на своем рабочем месте работают. Они знают все от и до, свой процесс. И вот при общении с ними уже, когда работаешь, ты как бы сопрягаешь и теорию, и практику и получается вот такой процесс. К старым рабочим, которые собираются уходить на пенсию, мы стараемся обязательно прикрепить молодых для обучения.
Главный технолог вспоминает широко практиковавшуюся ранее систему наставничества: "Все это прекрасно: новое оборудование, сырье, новые виды, но кадры — это самое главное".
Сейчас на фабрике эту практику стараются возродить, пока "ведут" двоих инженеров-лаборантов, пришедших сразу после института. "Мы договорились с вузом, чтобы с третьего курса студенты проходили у нас практику. Мы встречались с кафедрой, ездили в деканат. Принимали у них госэкзамены нынче летом", — рассказывает Ванданимаева. — Сейчас в институте набирают две группы технологов по 25 человек, надеемся, что по итогам обучения и практики, часть из них придут работать на "Амту"."
Всего на "Амте" работает около 300 человек. По словам главного технолога, в производстве, в основном, заняты женщины. "Мужчины работают на подаче муки, где требуется загрузка мешков, подача, перевозка, грузчики. Где требуется мужская сила – на начале процесса, где идет подача массы. Там работают парни."
— Производство кондитерских изделий уже само по себе очень вкусно, хорошо, тепло, красиво, сладко. Можно покушать, чай попить. У нас специальные комнаты по питанию. Своевременная оплата у нас, сейчас нормальная. Средний возраст среди рабочих — около 35 лет.
Как и у каждого кондитерского предприятия у фабрики есть свой "фирменный" продукт. "Амта", в первую очередь, славится своим кедровым грильяжом. "Это наша изюминка. Только мы такой кедровый грильяж делаем. Томская кондитерская фабрика не такой кедровый грильяж делает. Если взять наш сибирский регион, еще Иркутская фабрика делает. Но наш грильяж особенный такой". Также предприятие гордится конфетами "птичье молоко". Здесь оно называется "Байкальская птичка", и этот товарный знак запатентован.
Продукция "Амты" пользуется успехом также в Красноярском и Забайкальском краях, Иркутской области. С вхождением республики в Дальневосточный федеральный округ фабрика стала реализовывать свою продукцию в Хабаровском крае. Сладости также экспортируются в Монголию.
Тамара Ванданимаева курирует новые разработки на предприятии: "Мы ездим на выставки. Смотрим, чем живет кондитерская отрасль, какие у них новинки. Или, допустим, наш отдел маркетинга выехал в Дюссельдорф. Там есть большая кондитерская выставка. Привозят предложения оттуда. Технолог ездил на выставку Продэкспо, Агропродмаш привозил новинки. Потом мы обязательно общаемся с поставщиками жиров, ароматизаторов, пищевых добавок, новых видов сырья, которые нам позволят улучшить вкус, разнообразить. Затем начинаем работать уже при получении экспериментальных новых видов. Начинаем делать экспериментальный образец кондитерский. Его весь изучаем, проверяем все физико-технические параметры. Создаем опытный образец и выносим его на оценку дегустационной комиссии.
— Вместе собираемся, у нас дегустационные листы. И каждый сам пробует и оценивает. И обязательно пишет: очень сладко, к примеру. Мы потом, когда дегустационные листы собираем, все их обрабатываем и смотрим на нашу проектную рецептуру. Учитываем, если из девяти членов дегустационной комиссии большинство сказали "сладко", то мы перекраиваем рецептуру, уменьшаем, добавляем, делаем новый. Иногда у нас выходит до 3–5 раз, мы пробуем ароматизаторы. Суть кондитерских изделий, вкусовые ароматические добавки тоже играют большую роль во вкусе. С этим работаем. Работаем с новыми видами сырья. К нам поступают пищевые волокна. Очень ценный пищевой продукт, мы с пищевыми волокнами работали. Делали цитрусовые пищевые волокна, предлагали на апробацию зефир. Сейчас мы работали очень много по мармеладу. Хотим выпускать жевательный мармелад. Работали много по зефиру, улучшали процесс и новые виды. Я вместе с ними отрабатывала, потому что я этот процесс люблю…
— Еще мы закупаем кондитерские изделия, которые есть на рынке, чтобы посмотреть, а чем живет конкурент, что у него лучше, в чем мы отстаем.
Проект "Человек труда" создан по инициативе Союза журналистов России, проводится при поддержке губернатора Приморского края. Стратегический партнер проекта — Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Партнеры – ПАО "ВМТП", ООО "Приморскуголь", ООО "Русская Рыбопромышленная Компания", Slavda Group. Сайт проекта https://человектруда.рф/.