Эти 4 условия исключат развитие деменции. Память и ум будет как в 25 лет - невролог
28 ноября, 12:00
Ухудшение погоды: в Бурятии продлевают режим повышенной готовности
20:20
Только люди с низким IQ не смогут ответить на 10/10, вы же не из них? — ТЕСТ
20:00
Километровый затор в Забайкалье угрожает Бурятии пробками
19:00
Мэрия Улан-Удэ: Все, что мы сейчас не уберем, замерзнет до весны
18:44
Любить по-русски: главу Бурятии и других губернаторов будут оценивать по отзывам населения
18:26
Белый град: как Улан-Удэ пережил невиданный снегопад
17:07
Двух подростков из Бурятии будут судить за избиения в Улан-Удэ и пригороде
17:02
Плюс 10 рублей: проезд в автобусах и трамваях в Улан-Удэ может догнать Читу и Иркутск
16:22
Хоть марафон бежать: эти надежные лайфхаки из СССР уберегут вас от падения в гололедицу
16:00
В Бурятии назрела опасность схода лавин
15:45
Бурятские строители завершат ремонт ДЮСШ в ДНР в 2025 году
15:43
На смену аномальному потеплению в Бурятию придут 37-градусные морозы
15:10
Песочный человек: жители Улан-Удэ стали супергероями из-за гололёда
15:00
Самый популярный в советской Бурятии роман поставили впервые в Улан-Удэ
14:30
Перевал Барской открыли в Бурятии
14:05

Романтика против высокой зарплаты: о новой кадровой политике на Дальнем Востоке поговорили эксперты "МедиаСаммита-2020"

За круглым столом встретились представители сферы образования, власти и бизнеса
25 июня 2020, 10:20 Общество
Новая кадровая политика на Дальнем Востоке Скриншот трансляции
Новая кадровая политика на Дальнем Востоке
Фото: Скриншот трансляции

Виртуальный круглый стол "Новая кадровая политика на Дальнем Востоке" (12+) прошел на площадке "Дальневосточного МедиаСаммита-2020". Участники встречи выдвинули свои идеи по привлечению талантливых специалистов на Дальний Восток и удержанию их в регионе. 

В роли модератора круглого стола выступил заместитель главного редактора PrimaMedia Руслан Овчинников. Он сразу же объяснил, почему в названии конференции содержится слово "новая".

– 2020 год, который определенно войдет в историю, начался со своеобразной перезагрузки. И пандемия, и голосование по поправкам в Конституцию нас встряхнули. Поэтому имеет смысл говорить не только о новой кадровой политике, но и о новой демографической. В первую очередь хотелось бы обратиться к бизнесу. Существует ли на Дальнем Востоке проблема кадров? – задал тон встречи Руслан Овчинников. 

– Не могу сказать, что нехватка кадров – это проблема. Мы скорее воспринимаем её как вызов, связанный больше с несовершенством системы, в том числе и в нашей компании, с точки зрения создания условий для привлечения молодых амбициозных специалистов на Дальний Восток. Мы много уже сделали для того, чтобы к нам хотели приезжать и оставаться, но вот революционный скачок в этом вопросе у нас свершился тогда, когда мы запустили новую релокационную программу. Молодежь с запада мы начали заманивать "вкусным" пакетом: жилье, подъемные, северные надбавки, которые они начали получать сразу. Мы начали обозначать на старте четкие карьерные треки с учетом того, что специалисты, накачав профессиональную мышцу у нас, года за 2-3 могут продолжать расти и в дальневосточном регионе, а могут вернуться в домашний регион, и это тоже классно, потому что они остаются внутри компании. Но есть и те, кто переезжают с семьями в Магадан, на Камчатку и Сахалин и приземляются очень надолго, потому что их всё устраивает. 

В Приморском крае у нас немного другой кейс – здесь низкая емкость квалифицированных технических кадров, поэтому фокус на молодых специалистов и оперативное обучение, наставничество и развитие внутри компании, ведь недаром Ростелеком всегда называют кузницей кадров. Для этого мы много взаимодействуем с вузами. И здесь очень важно в целом наращивание эффективности образования и подстройка под потребности бизнеса, причем о реактивной подготовке цифровых специалистов нужно задумываться уже сейчас. К сожалению, в этом вопросе система образования на Дальнем Востоке отстает. До сих пор самой мощной базой таких специалистов остается СибГУТИ, – признается заместитель директора макрорегионального филиала "Дальний Восток" ПАО "Ростелеком" – директор по организационному развитию и управлению персоналом Елена Симонова.

– Колмар – крупный холдинг. За последние два года наша компания сделала мощный рывок и приросла почти на три тысячи человек, а всего у нас работает больше пяти тысяч человек. Конечно, нам нужны профессионалы. Планы у компании крайне грандиозные. Сказать, что мы испытываем кадровый голод – промолчать. Республика Саха (Якутия) ограничена в кадрах.

Нам нужно либо привозить квалифицированный персонал, либо проводить работу с местной молодежью.

В связи с этим мы ввязываемся абсолютно во все грандиозные проекты, которые на первый взгляд могут показаться бесперспективными. Мы работаем с сузами и вузами, с действующими студентами и выпускниками. Прямо под боком у нас есть Южно-Якутский технологический колледж, он является флагманом образования в Якутии. Сейчас он отыгрывает тендер на создание виртуальной шахты, чтобы готовить специалистов ещё более качественно. Так как сейчас выпускаются старшекурсники, мы уже подготовили pr-компанию для тех выпускников, которых ничего не держит в своих городах – им мы оплатим переезд. Стараемся идти в ногу со временем. Мы не ориентированы на работу вахтовым методом – мы приглашаем для того, чтобы люди приезжали к нам, обустраивались, в течение нескольких лет становились настоящими профессионалами под эгидой наставников, – объясняет начальник отдела по подбору, оценке и развитию персонала ООО "УК "Колмар" Юлия Земан.

О проблеме обеспеченности кадрами порассуждал ещё один участник встречи – заместитель генерального директора Союза "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Алексей Тымчиков.

– Есть несколько причин. Во-первых, это резюме, которое часто не соответствует реальным компетенциям. Во-вторых, существует определенный разрыв между реальными требованиями работодателя и тем, что называется "вакансия". В очень большом количестве компаний hr-служба не до конца понимает, какие требования будут предъявлены к кандидатам – этими знаниями обладают инженеры. 

Первый проректор Хабаровского краевого института развития системы профессионального образования, общественный представитель АСИ Евгений Гузман рассказал о том, какие профориентационные проекты реализуются в Хабаровском крае.

– Связи с крупными работодателями у нас налажены, а на уровне региона существует практика сбора кадровых потребностей. Планы рассчитываются на 3, 5, 10 лет, но планировать что-то наверняка сложно: сегодня – коронавирус, завтра – ещё какой-нибудь кризис. Компания анализирует все факты: демографию, миграцию, вложения в регион. В Хабаровском крае ежегодная кадровая потребность – 21 тысяча человек. Из колледжей и техникумов ежегодно выпускается 6-7 тысяч человек, резерв весьма ограничен. Образовательных программ у нас 200, а потребность – 350. Кадровую потребность мы собираем, чтобы ориентировать школьников на востребованные профессии. Для этих целей существует ряд проектов, в том числе образовательный фестиваль "Обрфест Start-up", выездные профориентационные мероприятия в рамках проекта "Мечтай! Выбирай! Поступай!" и "Профнавигатор". 

Рассказал Гузман ещё об одном проекте АСИ – "Цифровой бирже компетенций". По его мнению, проект способен решить многие проблемы, озвученные на встрече. Создается некий сервис одного окна, куда работодатель может прийти со своей кадровой потребностью. Студенты, абитуриенты и соискатели вакансий приходят на платформу и выбирают компетенцию, а затем проходят тест. Те профессиональные компетенции, которые "выпадают", можно развить, используя образовательные продукты платформы. Работодатель, видя, что человек прошел определенный путь, может предложить ему вакансию.

Представитель Дальневосточного федерального университета, в свою очередь, поделилась с участниками встречи своими рассуждениями на тему работы со школьниками.

– ДВФУ делает все возможное, чтобы сформировать точку притяжения. Нет, наверное, ни одной компании на Дальнем Востоке, с которой университет не заключил бы договор о подготовке специалистов. Но хочется заострить снимание на том, что не все методы обучения подходят для подрастающего поколения. Система образования, выстроенная для школьников и отчасти повторяющаяся в университете, не способна замотивировать ребят. Какие примеры могу привести? Университет проводит огромное количество образовательных программ для школьников.

И эта "воронка" перестраивает свою деятельность: мы уходим от обзора профессии к профессиональным пробам, причем делаем это с новыми специализациями, которые вот-вот появляются на рынке.

Хорошим примером является командно-инженерная олимпиада, в которой ребята участвуют с 2017 года. Каждый год мы наращиваем число участников и финалистов. У ребят есть огромный интерес к участию в новых мероприятиях, где создается избыточная среда возможностей для школьников, где можно себя проявить. Хотят ли дети уехать с Дальнего Востока? Ответственно заявляю, что нет – если они видят возможности собственной реализации, если видят заинтересованных взрослых, которые не хотят переехать. В прошлом году был случай: родители очень хотели, чтобы их ребенок поступил в Москву. Он и поступил, а потом вернулся сюда, чтобы учиться в ДВФУ. Для нас важно, что талантливые ребята не поступают в Бауманку, а выбирают нас, – отмечает проректор Дальневосточного федерального университета Елена Харисова.

Ответили эксперты и на вопросы из "зрительного зала". 

– Сейчас много усилий вкладывается в создание некоего бренда Дальнего Востока, для того чтобы представить его перспективным и романтичным, а также привлечь молодежь из других регионов страны, чтобы она ехала за романтикой, за интересным будущим. Зрители задаются вопросом: может быть, деньги нужно вкладывать не в это, а, собственно, в людей? В инфраструктуру? Ввести дальневосточные надбавки, используя советский опыт? И тогда все произойдет само собой, и никакой романтики не надо, – озвучил вопрос модератор.

Руководитель Дальневосточного представительства Агентства стратегических инициатив Ольга Курилова считает, что позиционирование важно, но создание условий и инфраструктуры нужно ставить во главу угла, и только тогда люди будут тянуться в регион. Позиционирование же должно идти фоном.

– Мы позиционируем природу – то, к чему мы, по большому счету, не причастны. Природа формировалась веками, а мы причастны разве что к её загрязнению. Благодаря пандемии очистились озера и воздух. Позиционирование важно, но намного более важно создание инфраструктуры и условий, чтобы мы могли здесь жить и наслаждаться. И поверьте: тогда будут подтягиваться и другие люди. Приведу пример. Когда показывают Сахалинского губернатора, строящего вокруг себя команду, люди видят изменения и говорят "о, а мы бы на Сахалин поехали". У них драйв, они идут за человеком, невзирая на то, насколько он далеко и какие там условия. Условия, кстати, отличные, – считает Ольга Курилова.

Согласна с Ольгой и управляющий партнер Азиатско-Тихоокеанской школы, эксперт АСИ Елена Новикова

– Важно сочетание одного и другого. Хотим мы или не хотим, молодежь ориентирована на модные вещи, их привлекает то, на чем можно "хайпануть". Вопрос "моды" жизни на Дальнем Востоке нужно продвигать. 

Всей молодежи говорю: попробуйте найти то место, которое является городом европейского формата, близким к Азии, в котором можно прямо с рабочего места смотреть на море. Я по профессии учительница и часто, когда веду занятия со старшими школьниками, поднимаю их и предлагаю посмотреть вдаль.

– У нас очень много приезжего персонала, подбором которого я занимаюсь. Общаться приходится и с директорами шахт, и с подземными рабочими. Со словом "Якутия" у многих две ассоциации: алмазы и богатство. А также медведи и олени, на которых мы, разумеется, добираемся на работу. Как бы это ни было романтично, мало кто приезжает за романтикой – люди едут за деньгами. Основные три вопроса, которые задают кандидаты: оплатите ли вы мне дорогу? Где я буду жить? Сколько я буду получать?

Не важно, кто это, выпускники или квалифицированные кадры, они заставляют вспомнить, что миром правят деньги, – говорит Юлия Земан.

Практичную ноту разговора поддержала и Елена Симонова:

– Без хорошего интернета какая романтика? Особенно в условиях пандемии. Мне кажется, у нас особенная компания с особой корпоративной культурой. Деньги много значат, но наш импульс – создание культуры карьерного роста и развития в компании. Когда специалисты понимают, что на западе высокая конкуренция и за желаемую должность придется бороться с тремя-четырьмя кандидатами, и есть предложение с Дальнего Востока, где можно уже сейчас попробовать проявить себя, то, конечно, они приезжают на Севера, чтобы "прыгнуть" в серьезных проектах, классных командах, вырасти, так сказать, среди великанов. Молодежи очень важно быть причастным к чему-то великому: их по хорошему "прет", когда они строят цифровую Россию, участвуют в федеральных проектах, тянут кабель на острова и т.д. 
Как только ты говоришь специалисту "а давай к нам на Камчатку, будешь прокладывать связь, потом точно будет, что рассказать детям", глаза загораются.

– Молодёжь больше про идею и самореализацию, любят природу, хотят быть первыми. От тех детей, с которыми мы общаемся, мы почти не слышим про деньги. Я, кстати, тот самый человек, который видит море в окно. Но когда мои дети узнали, куда я еду, они ужаснулись. В СМИ Дальний Восток представлен негативно, и это плохо. Формировать положительный имидж можно через публикации в СМИ, и делать это мы должны совместными усилиями, – убеждена Елена Харисова

Вопросы экспертам "МедиаСаммита" во время дискуссии можно задавать в чате трансляции, а также в официальных соцсетях мероприятия: Facebook, ВКонтакте и Instagram.

Отметим, что организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2020 выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, Правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральные партнеры форума – РусГидро и Ростелеком.

219410
48
5