Самовольные постройки в Улан-Удэ: взгляд по обе стороны "баррикады"

Как решает проблему администрация города, и что думают сами самовольщики
Самовольные постройки в Улан-Удэ: взгляд по обе стороны "баррикады"
Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

18 апреля 2016. Самовольные постройки в Улан-Удэ давно превратились в серьезную проблему города. Поэтому наверное имеет смысл рассмотреть ее с обоих сторон "баррикады": как решает проблему администрация города, и что думают сами самовольщики? Эта возможность улан-удэнским СМИ представилась во время рейда 14 апреля муниципальных служб по самовольно возведенным строениям, сообщает ИА UlanMedia.

Ситуация с самостроем

Как сообщил заместитель председателя комитета по управлению имуществом и землепользованию (КУИЗ) Николай Васюткин, в настоящее время в Улан-Удэ насчитывается 4588 самовольно возведенных построек, из которых 289 построено после 2010 года. Таким образом, эти строения не подпадают под действие нового республиканского закона, позволяющего легализовать самовольные постройки, возведенные до 2010 года. Кроме того, 1382 земельных участка нельзя легализовать из-за расположения в зонах ограничения жилищного строительства, на землях в федеральной собственности или в силу отсутствия у граждан регистрации. Всего за период с 2014 по 2016 года было проведено 580 проверок, по результатам которых выдано 323 предписания об освобождении земельных участков.


Николай Васюткин. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

— За этот период было снесено 270 различных сооружений и строений на самозахваченных земельных участках. На сегодняшний день у судебных приставов в производстве находится 173 исполнительных листа по сносу самовольных строений, — сообщил Николай Васюткин.

Облава на самовольщиков

Рейд был начат с микрорайона Таежный, со "свежих" самоволок, поставленных на муниципальной земле. Проводил мероприятие лично начальник управления по развитию территорий и земельного контроля администрации Октябрьского района Максим Большаков в сопровождении участкового. Отметим, что по информации Максима Большакова, в микрорайоне Таежный 27 домов, возведенных после 2010 года.


Усадьба самовольщика. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Хозяин одного из домов, ранее получив предписание, уже начал разбирать недостроенный дом. Но его сосед оказался не столь сознательным. Владелец этого дома пытался сделать вид, что его нет дома, хотя у ворот стояла его машина. Калитку открывать не хотел, игнорируя призывы, долго не показывался из дома. Наконец, осмелившись выйти, он тут же зашел за дом, с представителями прессы разговаривал через забор. Калитку он так и не открыл, сотрудник полиции был вынужден проникнуть на участок самостоятельно. Паспорт для провекри визового режима он показывать не стал, ссылаясь на то, что оставил его в другом месте.

— Потому что негде больше строить, денег нет, чтоб землю купить нормально. Администрация бесплатно землю не выделяет. Работы нет, денег нет, где больше жить-то? Снимать квартиру тоже не вариант, двое детей, кризис, — говорит хозяин дома, 34-летний выходец из Курумканского района Жаргал Эрдынеев.

На замечание журналистов, что на постройку дома деньги ведь нашлись, "самовольщик" объяснил, что привез дом из деревни. Правда, брусья постройки на вид совсем свежие, но владелец объясняет тем, что мол место тенистое, под склоном горы, потому так хорошо и сохранилось. Участок, по его словам, он занял в 2007 году, дом возвел якобы в 2009 году, правда, то и дело называл разные годы. Но по словам Максима Большакова, дом построен значительно позже 2010 года. На вопрос о подтверждающих документах самовольщик внятного ответа не дал. Как заявил Максим Большаков, дом будет снесен.


Самострой по соседству, который уже разбирают. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Подписав документы проверяющих и получив предписание, Жаргал Эрдынеев все же показался журналистам, попросив не фотографировать. Он рассказал, что самовольщики пытались самоорганизоваться, чтобы зарегистрировать дачное товарищество, скидывались на услуги юриста.

— Эти земли все равно пустыми не будут. Продавайте их нам, мы купим, если надо, но по адекватной цене, не за полмиллиона. Я считаю, это правильно будет, если не мешает никакой санитарной зоне. Мы живем тут, никому не мешаем, — говорит Жаргал Эрдынеев.

На прощание он предложил сотрудникам администрации навести сначала порядок у себя в ведомстве, напомнив про уголовные дела руководства КУИЗ.

Самоволки бывают разные

Следующим пунктом рейда был микрорайон Южный. Поселок был возведен рабочими улан-удэнского мясокомбината несколько десятков лет назад при более либеральных советских порядках землепользования, в свое время люди получали технические паспорта, домовые книги, справки. Но в связи с новым Земельным кодексом микрорайон оказался большой "нахаловкой". Отмети, что в микрорайоне насчитывается около 300 домов.


Вера Андреева. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

— С принятием 115-го закона у нас, жителей поселка Южный появилась возможность легализовать свои дома 40-50-х годов постройки, которые построили наши отцы, пришедшие с войны и работавшие на мясокомбинате. Наш Южлаг находится сразу в четырех зонах: зона затопления, зона железной дороги, зона ЛЭП и санитарно-защитная зона, поэтому мы не могли ничего узаконить. Но сейчас нам идут навстречу, проблема решается, узаконение происходит бесплатное. Все мы хотим сказать спасибо комитету по землепользованию, в частности Анастасии Кузовлевой, Николаю Васюткину, главе администрации Советского района Андрею Сухорукову, нашему депутату Андрею Сахнову, министру имущественных отношений Маргарите Магомедовой, — говорит старожил поселка пенсионерка Вера Андреева.


Микрорайон Южный. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Как сообщил Николай Васюткин, в микрорайоне Южный администрацией города была проведена работа по узаконению микрорайона в целом, оказав людям поддержку с кадастровыми замерами и упростив процедуру регистрации.

Как идет борьба с самостроем

По словам Максима Большакова, типичный самовольщик — приезжий из деревни, ищущий в городе работу, и имеющий небольшой объем средств. Эти люди на свой страх и риск осуществляют самозахват под жилищное строительство, надеясь, что "пронесет". Электричеством, как объяснил Николай Васюткин, самовольщики обычно пользуются через "легальных" соседей, договариваясь о возмещении им затрат.

— При проверках в дневное время владельцев самостроя сложно застать дома, приходится ловить регулярными рейдами. Самовольщики постоянно лукавят, утверждая, что не получали ранее предписаний, что не видели оставленных на заборе требований администрации, сейчас еще все будут утверждать, что возвели свои постройки до 2010 года, — рассказывает Максим Большаков.


Максим Большаков. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

По его словам, с владельцами построек проводятся разъяснительные беседы, где объясняют незаконность самозахвата. За отказ ликвидировать самострой Кодексом административных правонарушений предусмотрена ответственность.

Кто-то, получив предписание, разбирает самострой сам, но кто-то упрямится до последнего. В этом случае материалы подаются в суд, который выносит решение о сносе, возбуждается исполнительное производство, далее уже занимаются судебные приставы. Само строение разбирается бригадой рабочих. Владельцы самостроя пытаются оказывать сопротивление — препятствуют, возводят заграждения. Как сообщил Максим Большаков, в микрорайоне Таежный с 2014 года было снесено шесть "самоволок".

Отметим юридический казус, препятствующий легализации самостроя, даже когда владелец готов честно выкупить участок, и территория не находится в зоне ограничения жилищного строительства. По закону, администрация города не может подготовить на торги участок, на котором уже имеются какие-то постройки, самовольщику, чтоб выкупить землю, необходимо снести свои строения.

Николай Васюткин отметил, что при попытках легализации самостроя были факты использования подложных документов о том что дом построен до 2010 года.

По мнению представителей КУИЗ, ситуацию с самовольным жильем можно решить, увеличив предложение на земельном рынке, сделал земельные участки более доступными для граждан.

— Мы понимаем, что ситуация, когда есть спрос, но нет предложения, и породила самовольные захваты земельных участков. Поэтому мы сейчас принимаем все меры, чтобы после инвентаризации земель выставить на торги как можно больше земельных участков, чтобы люди могли законно приобретать землю. Примерная стоимость земельного участка варьируется в зависимости от местоположения — от 400 до 600 тысяч рублей. Участки можно сразу получить в собственность или в аренду, чтобы потом выкупить с уже построенным домом, — говорит Николай Васютин.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Новый республиканский закон позволит легализовать "самоволки" жителям Бурятии

В районах Бурятии уменьшилось количество "самоволок"

Повторный захват "самовольщиками" земли был пресечен в Улан-Удэ

Более 200 самоволок должно быть снесено в этом году в Улан-Удэ

Новый закон о "самоволках" был принят на сессии Народного Хурала Бурятии

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость