Содержание пригородных поездов в Бурятии считают делом второстепенным, убеждено руководство ОАО "Байкальская пригородная пассажирская компания". Убытки компании от перевозок составили 7,8 млн рублей в первом квартале 2014 года. Предприятие не в праве отменять поезда, но готово работать при наличии договора и заявок со стороны правительства республики, сообщила корр. ИА UlanMedia пресс-секретарь БППК Ирина Сафина.
Вопросы перевозок накануне обсудили на заседании Общественного совета при Минтрансе РБ. В заседании приняли участие временно исполняющий обязанности генерального директора БППК Тимур Кулиев, начальник Восточно-Сибирской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Александр Семенов.
Как отметил Кулиев, сокращение электричек и резкое повышение тарифов – проблема социально чувствительная, но без участия правительства Бурятия не решаемая. Содержание электричек в республике считается делом второстепенным и не рассматривается как необходимый элемент повышения транспортной мобильности населения, считают в компании.
Комментируя вопросы по сокращению маршрутов пригородных поездов и повышению тарифов на проезд, руководитель компании отметил, что БППК является исполнителем по договору транспортного обслуживания населения, а заказчик – правительство РБ. Компания выполняет полученный от министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики заказ. В компетенцию перевозчика не входит отмена или назначение поездов и установление тарифов, это в зоне ответственности заказчика перевозок. Подобные вопросы должны быть обращены, в первую очередь, к ответственным органам власти.
По словам руководителя ОАО "Байкальская ППК", компания готова обеспечивать перевозки в тех объемах, на которые будут выделены средства по компенсации убытков, возникающих из-за регулирования тарифов.
Между тем, за период работы компании на территории Бурятии уже накоплены значительные убытки, которые заказчик пока не компенсировал.
Так, за период с 2011 по 2013 год задолженность правительства республики по компенсации выпадающих доходов перевозчику составила 104,9 млн рублей. По словам Ирины Сафиной, в 2011 году власти Бурятии задолжали БППК 24,5 млн рублей, в 2012 - 50,2 млн рублей, в 2013 - 30,2 млн рублей.
Как отметил Тимур Кулиев, БППК было вынуждено обратиться в ФСТ России за разрешением спорного вопроса по сумме недополученных доходов по итогам работы компании в 2012 и 2013 годах. Все это время субъект не принимал меры по урегулированию вопроса на месте, в рамках прописанных федеральным законодательством, а только перепроверял суммы убытков и ставил под сомнение представленные расчеты. Система расчета оплаты за пригородное сообщение утверждена правительством РФ и министерством юстиции. В декабре 2013 года Федеральная служба по тарифам РФ вынесла решение в пользу ОАО "Байкальская ППК".
В результате того, что на протяжении данного времени вопрос с компенсацией убытков решен не был и в бюджете не были заложены соответствующие средства, субъект принял решение о включении накопленных убытков за предыдущие годы в тариф на проезд для населения.
По этой причине сегодня в республике действует самый высокий тариф: проезд на расстояние до 10 км составляет 82 рубля, а с 1 октября 2014 поднимется до 107 рублей.
По сообщению ИТАР-ТАСС, Байкальская пригородная пассажирская компания в переговорах с властями Бурятии поставила вопрос о полном прекращении пригородных железнодорожных перевозок на территории региона из-за долгов субъекта. Однако данную информацию в пресс-службе компании не подтвердили, пояснив, что БППК не вправе принимать подобные решения.
Как сообщалось ранее, пригородные железнодорожные перевозки в Бурятии намерены субсидировать только на одном участке - Улан-Удэ – "Мостовой", где отсутствуют другие виды транспорта. По мнению главы Бурятии Вячеслава Наговицына, выполнение пригородных перевозок до других станций со временем будет сокращаться из-за сверхвысоких тарифов.
Напомним, Бурятия в ближайшем будущем может остаться без "электричек" - государство впервые признало готовность отказаться от хронически убыточных пригородных пассажирских перевозок. Правительство одобрило концепцию Минэкономики по развитию пригородного сообщения, где поставлена под вопрос целесообразность существования электричек во всех регионах, кроме Москвы и Петербурга.
Генеральный директор БППК Игорь Милостных в интервью ИА UlanMedia сообщил, что компенсация затрат компании на аренду подвижного состава в Бурятии переложена на население региона. Вместо прописанных в федеральном законодательстве субсидий из регионального бюджета правительство республики в два раза увеличило тарифы для населения, стремясь таким образом уравнять доходы и расходы БППК и избежать необходимости выплачивать компенсацию. Между тем такая политика может привести к тому, что необходимость компенсации убытков только увеличится из-за снижающегося пассажиропотока.
Ранее сообщалось также, что региональное правительство подписало распоряжение о создании рабочей группы по вопросу пригородного пассажирского сообщения в январе 2014 года.