Бренд I"m Siberian – это способ самоидентификации, единения, несмотря на расстояния и различия в вероисповедании или национальности. Одежда и кружки, открытки, ручки, бутылка с талой водой, чехлы для телефонов, — все это может сказать за вас, откуда вы родом. Позиционирование "я сибиряк" позволяет объединять людей из Нью-Йорка и Красноярска, Петербурга и Улан-Удэ. В Бурятии бренд набирает обороты также благодаря своей "ветке" — "Танцующая Бурятия" и "Я Улан-Удэнец", презентация которых прошла в конце апреля на международной туристской ярмарке в Улан-Удэ. С основателем марки Владимиром Черепановым беседовал корр. ИА UlanMedia.
В запасе у бренда — кружки, обложки на паспорта, одежда и многое другое. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Как родилась идея I"m Siberian?
— Мы не делали ничего специально, мы просто отвечали на вопросы, которые всех волнуют: "Кто мы? Что мы здесь делаем?". И как у Пелевина, помните, "как в двух словах рассказать о родине, чтобы иностранцы полюбили ее". Мы ответили на этот вопрос. Одно слово — Сибирь. Потому что Сибирь любят все, и сибиряки часто подшучивают над иностранцами, которые не знают, что здесь происходит, потому что для большинства людей это такая огромная белая легенда, морозы, медведи. Можно много рассказывать, все что угодно, и все это будет правда. И мы потихоньку начали развивать эту историю.
Медведь — один из символов России, Сибири и бренда "Я Сибиряк". Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— У вас было что-то кроме идеи, когда вы только начали заниматься этим проектом? Финансы, вложения, сбережения?
— Нет, все происходило на ходу, и даже немножко спонтанно. Нам было интересно. И мы до сих пор делаем это независимо, самостоятельно, то есть нас никто не спонсирует, и это как бы такой фан-проект для нас. И мы понемножку начали развивать тему туризма, как-то стараться помочь нашим регионам развиваться в плане туризма. Например, потому что москвичи спрашивают, надо с собой рюкзаки брать или нет в наш горонолыжный курорт Шерегеш, еще какие-то моменты. Хотя он супер развитый, там около 60 гостиниц высочайшего класса. Поэтому есть определенный барьер между европейской частью страны и нами, наверное, в виде уральских гор, вот за Уралом, в центральной России, нас знают мало. То есть приехать на Байкал — это целая история, большое приключение и путешествие. Наверное, надо эти барьеры убирать и делать так, чтобы это было не приключение, а абсолютно обыкновенным делом. Чем ехать в Турцию, к примеру.
— В каких регионах представлен бренд?
— Наши коллеги есть в восьми городах: это Иркутск, Улан-Удэ, Красноярск, Железногорск, Кемерово, Омск. Томск, Новосибирск. Практически все крупные сибирские города. Я думаю, мы в ближайшее время завоюем Москву, потому что там тоже очень много сибиряков и нас там очень любят, и Санкт-Петербург. Затем мы понемножку будем выходить за рубеж, продвигаться в другие страны. Потому что мы, сибиряки, очень активные, и даже если мы уезжаем куда-нибудь далеко, например, в Канаду или же в Аргентину, то все равно остамся сибиряками. При этом выходцам из "Белой страны" очень хочется сохранять связь со своей Родиной и рассказывать всем, что я действительно из Сибири.
— Бренд существует уже продолжительное время, но активно начал позиционироваться в Бурятии не так давно. Почему вы "зашли" в Бурятию? Почему именно Улан-Удэ? В Сибири много славных городов.
— Меня пригласила Мария Бадмацыренова (начальник отдела развития туризма комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму Улан-Удэ — прим. ред.). Мне, честно говоря, было любопытно посмотреть республику изнутри. Потому что это такое место, в котором обязательно нужно побывать хотя бы раз в жизни. Я бросил все дела и приехал сюда, чтобы просто посмотреть и зарядиться энергией, потому что это очень интересно. Тем более что здесь у нас уже есть подразделение свое, которое возглавляет Михаил Губаль. Ребята здесь, кстати, не сидят на месте, а тоже занимаются проектом, привлекают людей.
Мария Бадмацренова. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Одной из нашумевших акций подразделения в Бурятии стали "Белые пляжи Сибири", когда парни и девушки устроили фотосессию в купальниках на льду Байкала. Расскажите подробнее, пожалуйста.
— Это то, что произошло абсолютно естественно: мы переписывались с ребятами, думали, что бы сделать такого веселого. И просто предложили, почему бы не сделать фотографии такие же классные, как летом где-нибудь на Карибах , но повторить это у нас здесь, причем на зимних пляжах. И ребята из разных городов, просто потому что им нравится эта тема, берут и делают это, и в итоге уже около девяти съемок прошло, в том числе на Байкале в этом году. Мы жутко рады, потому что это как-то тепло и здорово это делается, искренне и по-настоящему.
— Но ведь акция проходила не только в Бурятии?
— Съемки проходили в Железногорске, Красноярске, на Енисее. Новокузнецк, Кемерово, Омск, Шерегеш в этом году. Пока все. Это небольшие фановые проекты, но уже есть последователи: один-два человека повторили в Петербурге, кто-то даже в Канаде пытался повторить. Мне нравится сама идея, потому что она легко перешла в инициативу со стороны общества, получился практически флеш-моб, причем межнациональный и в самых разных точках планеты.
— Какое представление о Сибири существует за ее пределами и как "заманить" сюда туристов?
— Не нужно заманивать. Когда приезжаешь в Москву или в какой-нибудь Урюпинск, на юг России, все сразу так заряжаются нашими рассказами, подпрыгивают и говорят: "Блин, как классно, мы хотим жить у вас!". Потому что солнце, потому что ярко, потому что весело. И нам завидуют, что у нас есть зима, потому что далеко не везде есть она. Люди реально готовы приезжать даже в Якутск, даже в самое холодное место в мире — Оймякон. Потому что в представлении многих — это место мечты, куда хочется приехать в декабре, посмотреть на это чудо — безбашенный мороз.
Владимир Черепанов и медведь. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Вы бывали на Байкале?
— Нет, ни разу. Я очень надеюсь, что меня привезут туда и покажут. Надо увидеть Байкал обязательно, Иволгинский дацан, это прямо очень здорово, место некой силы, энергетики, очень круто, не знаю, в этом что-то есть. Ну и плюс к этому мне бы очень хотелось пригласить вас к нам в Шерегеш покататься на лыжах или на Алтай, который рядом с нами находится, это очень фантастическое место, конечно. Я считаю, каждому россиянину нужно знать регионы, которые находятся рядом, которые вообще есть у нас в стране. Нужно уметь выигрывать конкуренцию с тем же Таиландом, с другими регионами, в которых люди отдыхают, с Индией, Турцией. Да даже с Европой бороться за своего туриста! Вот с этого надо начинать.
Основатель бренда Владимир Черепанов. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Потому что в России тоже есть, что посмотреть?
— Дело не в этом, мы просто настолько близко находимся к этому, что не видим того, что у нас есть. И когда начинаешь путешествовать, ездить по разным странам, ты понимаешь, что у нас вот здесь есть вещи фантастические и уникальные. На это надо делать ставку, относиться к себе с точки зрения какой-то глобальности, и I’m Siberian это очень здорово показывает. Мы когда в Ростуризме выступали, там были представители Норвегии, которые занимаются профессиональным построением брендов в туристических сферах. Я очень волновался, потому что это такие монстры, и мне казалось, что рядом с ними мы будем смотреться очень бледно. Но они стали наши фанатами, стали рисовать снежинки на листах бумаги, показывать, упоминать нас постоянно, подходить на завтраках и говорить "Ребята, вы молодцы". Фантастика! Сибирь — это мощная пробивная сила, символ, который может переходить границы, и он понятен всем. И это очень важно. Поэтому 100% Бурятии это надо использовать.
Основатель бренда Владимир Черепанов. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Почему бренд нашей республики именно "танцующая" Бурятия?
— Мне очень понравилось тема танцев у буддийских монахов. Насколько я узнал, это еще и какой-то шаманский ритуал плюс ко всему. И вот такая смесь выглядит потрясающе! Мне кажется, именно этого не хватает Бурятии: какой-то яркости, двигательности, уникальности. Именно об этом надо говорить. То есть ко всем символам, которые используются в туризме, человек очень быстро привыкает. Байкал воспринимается как? "Ну, Байкал, как-то так". Это принимается как что-то такое уже приевшееся, знакомое, обыденное. Кто-то уже побывал, кто-то хочет побывать, но не воспринимает это даже как вариант полноценного туристского отдыха.
Основатель бренда Владимир Черепанов. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
Продукция бренда. Фото: Александра Данилова, UlanMedia