"Факты оскорблений в Интернете заверяем уже давно" — так нотариусы Бурятии прокомментировали информацию федеральных СМИ о том, что хамство и издевательство в социальных сетях отныне можно нотариально фиксировать. Как сообщили в Нотариальной палате Республики Бурятия, соответствующая нотариальная практика в республике действует уже много лет, сообщает ИА UlanMedia.
— К нам уже не первый год обращаются и юридические лица, и простые граждане с просьбами нотариально заверить какие-то факты размещения на ресурсах Интернета оскорблений, клеветы, недостоверной информации. Точную статистику мы огласить не можем, поскольку это нотариальная тайна, но для Бурятии таких случаев довольно много. Поэтому для нас удивительно, что федеральные СМИ вдруг сейчас стали об этом говорить как о чем-то новом, — прокомментировала нотариус Вера Матюнова.
Напомним, что 2 июня портал "Известия" разместил публикацию, сообщавшую что факты хамства и издевательств в интернете можно будет заверять нотариально с целью дальнейших судебных разбирательств.
"Факт издевательств и оскорблений (троллинга, как это называют пользователи интернета) в социальных сетях теперь можно заверить у нотариуса, что позволит запустить судебный процесс. Об этом "Известиям" рассказали в Федеральной нотариальной палате (ФНП). По словам представителей ФНП, документ необходим, чтобы оскорбленный смог попытаться выиграть иск о компенсации морального вреда. Как рассказали в ФНП, потенциально такую услугу готовы оказать все 8 тыс. нотариусов. В ФНП уточнили, что заверение фактов троллинга в соцсетях является логичным расширением деятельности нотариусов в эпоху быстрого развития интернета. По словам представителей ФНП, россияне могут нотариально заверить информацию из Сети (о себе, третьих лицах) — для предоставления доказательств в суд. В ФНП не сомневаются, что спрос на услугу будет значительным", — сообщает портал "Известия".
По информации "Известий", сумма судебного иска за оскорбление начинается от 15 тысяч рублей, максимальная сумма законодательно не закреплена, ее можно установить на любом уровне, судебная практика в этом вопросе единообразна и складывается в пользу истцов. Что касается величины штрафа, в случае если действия одного пользователя Интернета против другого носят именно оскорбительный характер или призваны очернить его репутацию и при этом используются заведомо ложные сведения, то согласно ст. 5.61 КоАП она составит 3–5 тысяч рублей.
Как рассказала Вера Матюнова, были случаи обращения граждан по поводу оскорбительных публикаций в Интернете, люди приходили, вместе с нотариусом смотрели сайт с недостоверной или оскорбительной информацией, после делался "скриншот" и производилось нотариальное заверение. По словам Веры Матюновой, проще все с соцсетями, поскольку аккаунты обычно заводятся под реальным именем, намного сложнее установить принадлежность адреса электронной почты.
Отметим, что для Бурятии тема разбирательств по поводу оскорблений в Интернете не нова. Напомним, в феврале 2016 года в СМИ Бурятии появились публикации, что правоохранительные органы брали объяснения у депутата Народного Хурала Федора Бураева за оскорбления в отношении ряда чиновников и политических деятелей Бурятии, анонимно оставленные на одном из новостных порталов республики. Ранее, в августе 2015 года общественница Елена Кичигина обращалась в правоохранительные органы с заявлением на помощника Федора Бураева Энхе Хусаева за матерные оскорбления в сети "Фейсбук". По словам общественницы, с расследованием дела возникли проблемы, поскольку сотрудники правоохранительных органов следственные документы якобы утеряли. Также, в августе 2015 года внимание СМИ Бурятии привлек скандал, когда во время полемики в "Фейсбуке" Федор Бураев грубо оскорблял общественно-политического деятеля Батодалая Багдаева.
Приходится также отметить, что судебные разбирательства в Бурятии за высказывания в Интернете касались не только личных оскорблений, но и экстремистских призывов. Например, в 2013 году по ст. 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" был приговорен к исправительным работам сотрудник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук Зуртан Халтаров. Комментарии, которые Зуртан Халтаров в изобилии оставлял на одном из новостных порталов Бурятии, содержали оскорбления ряда общественных деятелей Бурятии, а также оскорбления русских как этноса, призывы к межнациональной ненависти, насилию, сепаратистские мотивы. Тогда же, осенью 2013 года правоохранительные органы Улан-Удэ завели дело на студента за размещение на своей странице "Вконтакте" материалов, оскорбляющих чувства христиан. В ноябре 2014 года органами ФСБ было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 205.2 УК РФ "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма" в отношении жительницы села Хоронхой Кяхтинского района Ольги Титаренко, которая на своей странице "Вконтакте" высказывалась в поддержку ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России). В начале мая 2016 года управление ФСБ по РБ завело дело по ст. 280.1 часть 2 УК РФ "Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации" на улан-удэнца Владимира Хагдаева, которого подозревают в том, что он в одной из групп сети "Вконтакте" под псевдонимом "Чингис Булгадаев" размещал материалы, содержащие идеи панмонголизма и бурятского национализма.
Таким образом, наказания за правонарушения в сети Интернет для Бурятии не являются чем-то принципиально новым.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Новый скандал с экстремизмом в Интернете назревает в Бурятии
В "сетевом троллизме" снова пытаются уличить депутата КПРФ Бурятии
Депутат Народного Хурала Бурятии не намерен судиться с новостным порталом