Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета и федерального имущества, выделенных на охрану озера Байкал и развитие Байкальской природной территории в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года". Объектами проверки стали: Минприроды России, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ), ФГБУ "Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Забайкальский край, г. Чита), ФГБУ "Государственный гидрологический институт" (г. Санкт-Петербург). Об этом ИА UlanMedia сообщает со ссылкой на Счетную палату РФ.
Общий объем финансирования программы по охране Байкала составил в период 2013-15 гг. почти 7 млрд. рублей, из которых государственными заказчиками израсходовано 4,9 млрд. рублей, или 70% от выделенных средств. При этом в 2014 году не были достигнуты значения трех из 9 показателей, два из которых характеризуют сокращение не переработанных и не размещенных на полигонах отходов и сбросов загрязненных сточных вод. По состоянию на октябрь 2015 года из планируемых 9 объектов в эксплуатацию введены только три, три объекта имеют среднюю степень строительной готовности (от 50 до 80%), еще три объекта — низкую (от 0 до 10%)*.
"Затягивание строительства и ввода в эксплуатацию планируемых объектов, особенно очистных сооружений, чревато дальнейшим усугублением ситуации с загрязнением озера Байкал", — отметила в ходе заседания Татьяна Голикова.
Сложившаяся ситуация связана с поздним перечислением регионам бюджетных средств.
"576,1 млн. рублей на строительство всех 9 объектов были доведены Минстроем России до регионов (Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область) только в декабре 2014 года. В результате освоение составило всего 18,6 млн. рублей, или 3,3%. Остатки в объеме 527 млн. рублей были возвращены в федеральный бюджет", — пояснил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Он отметил, что в феврале 2015 года Минстроем России дано разрешение на их использование. На 2015 год бюджетные ассигнования Минстрою России не предусмотрены.
Позднее доведение средств стало причиной невыполнения и еще одного показателя ФЦП — "доля протяженности построенных сооружений инженерной защиты в общей протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений". Средства в сумме 318,9 млн. рублей на строительство 5 объектов** были доведены до ФГБУ "Востсибводрегионводхоз" только в ноябре 2014 года. В результате объекты не построены.
Проверка также показала, что подведомственные учреждения Минприроды России не достаточно эффективно выполняют мероприятия ФЦП, направленные на охрану особо охраняемых природных территорий от пожаров. Так, в частности, по состоянию на октябрь 2015 года не введена в эксплуатацию ни одна из трех запланированных пожарных станций в Тункинском и Забайкальском нацпарках, что серьезно осложнило борьбу с возникающими пожарами.
"В летний период 2015 года только по Забайкальскому национальному парку площадь территории, пройденной пожарами, увеличилась по сравнению с 2014 годом в 28 раз и составила 15,1 тыс. гектаров", — отметила Татьяна Голикова.
Счетная палата также проверила расходование средств, выделенных Байкальскому филиалу ФГБУ "Центр развития водохозяйственного комплекса" на ликвидацию отходов, накопленных в результате хозяйственной деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (далее – БЦБК).
"С учетом финансирования текущего года по состоянию на 1 октября выделенные на эти цели средства в объеме 1,2 млрд. рублей не использованы, при том что проектная документация на ликвидацию отходов была разработана еще в 2013 году, а государственная экологическая экспертиза утверждена в 2014 году", — сообщил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
В ходе проверки деятельности Забайкальского управления Росгидромета было установлено, что Управлением за счет дополнительно предоставленной субсидии на выполнение госзадания в сумме 3,1 млн. рублей были произведены расходы на присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения строящегося здания Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (г. Улан Удэ). При этом госзадание не выполнено. По данному факту оформляется протокол об административном правонарушении.
В ходе проверки Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия были установлены факты невыполнения в полном объеме полномочий по администрированию доходов. Как было отмечено на Коллегии, плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке уплачивают лишь около 4% потенциальных плательщиков Бурятии и 72% плательщиков, состоящих на учете в Управлении. Ненадлежащим образом ведется в Управлении и претензионная работа. "Только за 2013 год не было взыскано более 40% наложенных штрафов", — подчеркнул аудитор
Кроме того, проверка надзорной деятельности Управления выявила признаки неправомерного расходования бюджетных средств Минприроды Республики Бурятия в рамках выполнения госконтрактов с ЗАО "Закаменск". В частности, при реализации мероприятий по ликвидации экологических последствий производственной деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината Минприроды Республики Бурятия допустило оплату фактически не выполненных работ, а также завышение стоимости работ по перемещению техногенных песков и рекультивации земель на общую сумму 322,6 млн. рублей.
Подводя итоги коллегии, Председатель Счетной палаты отметила, что одна из основных причин выявленных нарушений и низкого выполнения ФЦП – отсутствие контроля со стороны государственного заказчика (Минприроды России) как за ходом реализации программы в целом, так и за соблюдением регионами своих обязательств по соглашению на предоставление субсидий.
"Фактически контроль Минприроды сводится к получению отчетных форм от государственных заказчиков и направлению сводной отчетности в Минэкономразвития, Минфин, Минобрнауки и Росстат. При этом достоверность представленных отчетов не проверяется, документы, подтверждающие выполнение мероприятий, не запрашиваются", — констатировала Татьяна Голикова, добавив при этом, что информация по фактам неправомерного расходования бюджетных средств, допущенного Минприроды Республики Бурятия, будет направлена в Генеральную прокуратуру.
Коллегия приняла решение направить представления в Минприроды России и ФГБУ "Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" и обращение в Генеральную прокуратуру. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.
Справка:
*Выполнение показателей ФЦП, связанных с сокращением не переработанных и не размещенных на полигонах отходов и сбросов загрязненных сточных вод:
1. Введены в эксплуатацию три объекта:
— Канализационная насосная станция № 3а в г. Байкальске;
— Напорный коллектор канализации в г. Байкальске;
— Полигон ТБО в Республике Бурятия.
2. Три объекта имеют степень готовности от 50 до 80%:
— Канализационная насосная станция № 1а в г. Байкальске (77%);
— Канализационные очистные сооружения глубокой биологической очистки в г. Свирске Иркутской области (80%);
— Канализационный коллектор насосной станции в с. Петропавловка Джидинского района (53%).
3. Три объекта имеют степень готовности от 0 до 10%:
— Строительство станции обеззараживания очищенных сточных вод с использованием метода ультрафиолетового излучения г. Шелехова (10%);
— Очистные сооружения в г. Кяхта производительностью 3000 куб.м/сут. (10%);
— Строительство очистных сооружений канализации железнодорожного района в г. Петровск-Забайкальский (0%).
** Выполнение показателей ФЦП "доля протяженности построенных сооружений инженерной защиты в общей протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений":
Не построено пять объектов:
— Берегоукрепление озера Байкал у с. Оймур Кабанского района Республики Бурятия — 115 млн. рублей;
— Инженерная защита от затопления водами р. Селенга с. Саратовка Тарбагатайского района Республики Бурятия — 43 млн. рублей;
— Берегоукрепительные работы на Иркутском водохранилище в микрорайоне Солнечный, г. Иркутск, Иркутская область — 35,9 млн. рублей;
— Производственно-лабораторный корпус в п. Новая-Разводная Иркутской области (второй пусковой комплекс) — 95 млн. рублей;
— Производственно-лабораторный корпус в г. Байкальске Иркутской области — 30 млн. рублей.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Президент РФ дал поручения правительству России по повышению эффективности охраны Байкала
Глава Бурятии призвал создать в регионе спецрежим функционирования для сохранения Байкала
Депутаты Народного Хурала Бурятии перенесли празднование Дня Байкала