Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 61 день

Традиционные игры Бурятии. Наши дни
Фото: Эльвира Долговых, UlanMedia

Традиционные игры Бурятии: кто быстрее пришел - победил, кто первый упал - проиграл

Национальные игры у бурят всегда славились азартом: игроки проверяли силу, выносливость и смекалку

Спорт

29.05.2015

Главный принцип традиционных игр у бурят: кто быстрее пришел - победил, кто первый упал - проиграл. Национальные бурятские игры всегда славились азартом: игроки проверяли силу и выносливость, а также смекалку. Многие жители Бурятии по сей день интересуются национальными играми, поскольку они - неотъемлемая часть культуры, истории. Председатель Федерации традиционных игр народов Бурятии Алексей Гыргенов рассказал в беседе с корр. ИА UlanMedia, что бурятские народные игры существуют со времен Чингисхана, ими всегда заканчивались молебны и большие мероприятия.

"Слепая баба" или "Жмурки"

История традиционных игр бурят уходит своими корнями в далекое прошлое. До революции значительная часть бурят (забайкальские буряты) вели кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством и охотой. Только в западной части Бурятии развивалось земледелие, крупной промышленности не существовало. Еще в конце 19 века английский путешественник Диксон, посетив бурятский край, писал: "Сюда, кажется, никогда не дойдет европейская цивилизация".

- Бурятские народные игры существовали на протяжении многих тысячелетий, со времен Чингисхана, - рассказывает Алексей Гыргенов. - Традиционные игры были неотъемлемой частью обрядовой культуры, в том числе частью больших молебнов. Все эти мероприятия обязательно заканчивались играми.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Федерация этноспорта Республики Бурятия

Народные игры у бурят обязательно были приурочены к уборке урожая, к окончанию покоса в советский период. Кстати, советские годы наложили огромный отпечаток на культуру Бурятии, в том числе на игры. Именно в это время игры бурят немного видоизменились. Широкое распространение получили национальные игры и виды спорта. Во многих из них произошло переосмысление сюжетов, изменились условия применения этих игр. Например, игра "Слепая баба" (Хохор хамга-шаалга") носила прежде обрядовый характер, отображая условно мор, падеж скота от болезней. Играющие убегали от "слепой бабы" как от слепой силы, от злой судьбы. Теперь обрядовый смысл забылся и получилась веселая детская игра вроде "Жмурок".

В советский период преобразились и популярные в народе праздники игровых танцев и песен ("Наа-дан"), и праздник народных спортивных состязаний и игр ("Сурхарбан"). Раньше участники праздника ютились в юрте какого-нибудь состоятельного скотовода, а теперь праздник проводится на стадионе, специально оборудованных и украшенных площадках. Праздники эти стали всенародными. В современный "Сурхарбан" входит целый комплекс народных национальных игр и состязаний: национальные виды стрельбы из лука, конных скачек, бурятская борьба (барилдаан), бег, прыжки, которые раньше считались традиционными народными играми у бурят.

Современные игры в Бурятии сейчас такие же в своей основе, как и в других советских республиках, но многие из них имеют и самобытные черты, связанные с особенностями истории народа и с природными условиями республики.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Федерация этноспорта Республики Бурятия

В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники которых изображают животных (лошадей, верблюдов, волков, маралов и др.) или используют кости животных (разные виды игры "Шагай", игры "Хонгордоолго", "Таалсалга"). В популярных среди молодежи шуточных танцах-играх часто также изображаются действия животных или птиц ("Медвежий танец" - "Баабгайн наадан", "Танец тетеревов" - "Хурайн наадан"). В этих танцах-играх нашел отражение охотничий промысел, распространенный в лесных районах Бурятии.

- Вообще игры формировались в климатических и географических условиях, - рассказывает Алексей Гергенов. - Если монголы в степи играли в одни игры, то хори-буряты играли в другие игры, так как находились ближе к горам. Игру диктовали климатические условия - человек, который проживал в горах, играл в одни игры - пересекал местность, прыгал, к примеру. Элементы охоты также присутствовали в играх. Например, после охоты у бурят происходили игрища, связанные с культом силы - "Бухэ Барилдаан" или стрельба из лука.

"Верблюжонка верблюд ловит"

В Бурятии существует огромное множество национальных игр - от подвижных до интеллектуальных. Каждая игра отличается от другой по смысловой нагрузке, которая участвует в развитии логики, мышления, скорости и быстроты реакции. Также в играх присутствует много понятийных вещей - названий на бурятском языке, ассоциаций с животным миром и другое. Игру можно расценить и как метод воспитания ребенка, который с малых лет узнает пять основных видов скота в Бурятии - баран, овца, лошадь, корова, коза.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Эльвира Долговых, UlanMedia

- Благодаря играм ребенок с малых лет формировался как личность - он становился серьезнее и в итоге вырастал настоящим мужчиной, который мог стрелять на скаку, бороться с соперником, пользоваться ножом, - рассказывает Алексей Гергенов. - Дух у него был очень крепкий. Если сравнить современного молодого человека и парня 13-14 века, то это будут совершенно разные люди по физическому состоянию, по мировоззрению, по духу.

Тем самым, игры принесли большую роль в формировании личности.

Например, игра "Верблюжонка верблюд ловит" ("Ботогон буурашалга") напоминает игру "Кошки-мышки", только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура), верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. "Верблюжонок" становится в круг, а "верблюд" остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если "верблюду" все же удается прорваться, то он пытается схватить "верблюжонка". Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а "верблюда" снова задерживают. Если "верблюду" долго не удается поймать "верблюжонка", его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда "верблюжонок" пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих.

Еще одна игра - игра в "Лодыжки" ("Шагай") широко распространена среди бурят. Лодыжки - специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног. Игра с такими костями имеет несколько разновидностей, принять участие в которой могут два человека и более. Игроки кладут на землю, на дощечку или на стол в общую кучку условленное число лодыжек, например, каждый по пять костей. Первый игрок подбрасывает одну лодыжку и той же рукой берет лодыжки из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяет все снова и так продолжает игру до тех пор, пока не уронит подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше лодыжек из общей кучи. Выигрыш подсчитывают, когда в куче не останется лодыжек.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Эльвира Долговых, UlanMedia

Игра "Белое дерево" ("Сагаан модон") широко распространена едва ли не у всех народов, для которых традиционным является скотоводство, особенно степное. Ее считают своей народной игрой казахи, киргизы, каракалпаки, калмыки, буряты и, многие другие народы. Поиск нужного предмета (белой палки, белого шерстяного мяча и т. п.) в степи лунной ночью позволяет развить и проявить навыки, высоко ценимые среди потомственных скотоводов. Отсюда популярность и традиционность игры во многих скотоводческих районах, включая Бурятию. Здесь эта игра имеет некоторые особенности, связанные с наличием в Бурятии не только степной, но и лесистой местности: в игре используются большая жердь и маленькая деревянная палочка.

Одна из самых популярных игр у бурят - "Разбивание хребтовой кости" ("hээр шаалган"), которая является древней бурят-монгольской традиционной игрой. Сначала производится жеребьевка костей, после чего спортсмены должны разбить такую кость одним ударом руки. Оказывается, для этого не нужна особая сила. Нужно просто точно и резко ударить кость тыльной стороной ладони, и тогда она переломится. Бывает такое, что игроки ломают себе руки. Но, несмотря на травмоопасность, национальная забава очень популярна, причем в ней принимают участие даже женщины. Шээр шаалган - совершенно зимний спорта, поскольку хребтовые кости крупного рогатого скота собираются именно зимой, во время заготовки мяса. Чаще всего в эту игру играют в дни Праздника белого месяца (Сагаалгана).

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Федерация этноспорта Республики Бурятия

- Разбивание хребтовой кости - древнейшая игра, которая пришла из глубин, - рассказывает Алексей Гыргенов. - Эта игра была популярна у скотоводов и кочевников. Во время забоев у скота доставали кость. Мужчина должен уметь управляться с ножом. Эта игра носила глубинный характер и смысл. Умение разбивать кость, характер, глубина, мужской стержень - все это проявлялось в игре. Отец учил сына, мать - дочерей. Умение разбивать кость - это, в первую очередь, дань уважения к предкам, дань традициям. Каждый мужчина обязан был научиться разбивать эту кость.

Традиции и современность

По словам Алексея Гыргенова, сегодня большая часть молодежи не знает, что такое традиционные национальные игры.

- Традиционные игры не поддерживаются на государственном уровне в том объеме, в котором нужно было бы. Под мощнейшим влиянием олимпийского спорта традиционные игры уходят в небытие и забываются. Если только подумать, какие огромные средства вливаются в олимпийское движение - в рекламу, в пропаганду, в атрибутику, в сознание и умы. С этим бороться уже смысла нет. Отмечу только, что все олимпийские виды спорта раньше тоже были играми. 

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

Сегодня у традиционных игр несколько путей развития, считает эксперт.

- Нормативно-правовую составляющую нужно всю прописать, чтобы традиционные игры получили какую-то поддержку. Сегодня традиционные игры - не вид спорта. По республиканскому закону у нас четыре вида спорта - стрельба из лука, борьба, шатар и конные скачки. Все остальное, что не входит в список, - это традиционные игры. Для поддержки традиционных игр необходим закон. Один из путей развития - внести игры в реестр, - убежден Алексей Гыргенов. - Но тут еще одна проблема: если мы начнем все традиционные игры аккредитовывать, то нужно будет отказаться от многих национальных вещей. Необходимо будет подумать над секундантами, подумать, нужно ли танцевать танец орла и многое другое. От этих вещей нужно будет отказаться, потому что будет очень тяжело.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Эльвира Долговых, UlanMedia

Традиционная игра сегодня может развиваться и в рамках культурных этнофестивалей, которые проходят в республике очень часто.

- Это хороший путь развития традиционных вещей и правил, которые были заложены столетиями и тысячелетиями. От них отказываться не нужно, поэтому продвигать это можно в рамках таких мероприятий, - говорит Алексей Гыргенов.

Игры и туризм

Традиционные национальные игры могут сыграть роль и в развитии туризма в Бурятии. Важный момент при этом - правильно преподнести эти традиции. 

- Событийный туризм - один из вариантов подачи, но столько событий не наберешь. Нужно, чтобы наши турагентства вносили в свои программы и традиционные игры бурят, - считает Гыргенов. - Нужно создавать площадки, чтобы было, куда водить туристов - некие кластеры в туристических центрах. Почему бы не организовать в Тункинском районе какой-то центр, где будет все, начиная от еды, заканчивая традиционными играми? Тогда туристу будет интересно.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Эльвира Долговых, UlanMedia

Отметим, что подобный опыт уже есть в селе Ацагат Заиграевского района.

- Они все правильно преподносят. Там не только песни и танцы, но и игры, - говорит Алексей Гыргенов. - Туристы могут сами попробовать. Туристам это очень нравится, в их глазах горит огонь, когда они окунаются в уклады жизни и быта бурят. Если в каждом районе такой кластер будет, то будет хорошо. Но здесь тоже нужно обучать людей, потому что любая игра несет в себе свою философию, и туристу необходимо знать ее подтекст и скрытый смысл.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Земляки из Бурятии отметили Сурхарбан в Москве

Жители Бурятии отпразднуют 10-летие Самопроявленной Богини Янжимы 12 мая

Древний праздник "Красная горка" отпразднуют жители Улан-Удэ 19 апреля