"Бахчисарайский фонтан" вновь на сцене оперного через 71 год после премьеры

Фоторепортажи

"Бахчисарайский фонтан" вновь на сцене оперного через 71 год после премьеры

Общество

23.03.2014

На сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета 21 марта состоялась долгожданная премьера балета "Бахчисарайский фонтан", входящего в золотой фонд пушкинианы театра с 1943 года. Зрители смогли увидеть балет, впервые поставленный на цене оперного 71 год назад, в прочтении Морихиро Ивата, сообщил корр. ИА UlanMedia с места событий.

На премьеру балета "Бахчисарайский фонтан" пришло множество зрителей, Фото с места события собственное

На премьеру балета "Бахчисарайский фонтан" пришло множество зрителей, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia


В основе сюжета юношеской поэмы Пушкина – легенда о польской княжне Марии, жившей в гареме татарского хана Гирея. Чувство к нежной и кроткой Марии облагораживает дикую натуру хана. И даже смерть Марии от кинжала, вонзенного рукой ослепленной ревностью жены хана Заремы, не облегчила его мук неразделенной любви. В память о ней безутешный хан Гирей установил "фонтан слез".

Атмосфера пушкинской поэзии и "музыкальное" ее прочтение Борисом Асафьевым, смешение и противопоставление щеголеватых поляков и красочных картин восточной экзотики нашли счастливое воплощение в новом жанре – драматический балет, где каждый танцор-виртуоз – прекрасный актер, со слов Галины Улановой, "способный вдохнуть живую душу в человеческие образы, возникающие на балетной сцене".

В новой постановке балета приняли участие художник-постановщик Николай Шаронов(Москва), художник по свету – Константин Никитин (Большой театр России), репетитор – Елена Шерстнева (Санкт-Петербург). Красочные костюмы и обувь привезли из Пермского академического театра оперы и балета.

"Бахчисарайский фонтан" - фонтан слез, Фото с места события собственное

"Бахчисарайский фонтан" - фонтан слез, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

Балетмейстером-постановщиком и главным координатором этого масштабного проекта является художественный руководитель балетной труппы БГАТОиБ Морихиро Ивата.

История балета началась в 1934 году, премьера состоялась в Театре оперы и балета имени Кирова 28 сентября 1934 года. Над премьерой работали балетмейстер Ростислав Захаров, режиссёр Сергей Радлов, дирижёр-постановщик Евгений Мравинский, художник-постановщик Валентина Ходасевич. Главные партии тогда исполнили: Мария — Галина Уланова, Зарема — Ольга Иордан, Вацлав — Константин Сергеев. 

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное

"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

Краткое содержание балета:

Пролог. Хан Гирей у "Фонтана слёз", воздвигнутого в память Марии в Бахчисарае. 

Акт первый. Первая сцена. Знатный польский князь Адам празднует в своём замке день рождения своей дочери Марии, помолвленной с молодым князем Вацлавом. К аллее пробирается татарский лазутчик. Широко распахиваются двери замка. В парк спускаются гости и Князь с дочерью. Танцы польской знати. ПолонезКраковякМазурка. Паненки. Дуэт Марии и Вацлава.

Вторая сцена. Веселье прерывается появлением раненого Начальника стражи с сообщением о набеге татар. Дамы укрываются в замке. Обнажив сабли, поляки готовятся отразить нападение врагов. Стража приводит пленного татара. Горит подожжённый замок, защищая который гибнут польские князья. Убегающим Вацлаву и Марии преграждает путь хан Гирей. Ударом кинжала он убивает Вацлава. Поражённый красотой Марии, Гирей забирает её в свой гарем.

Акт второй.

Третья сцена. Из похода возвращается войско хана. Слуги бережно проносят на носилках богатую добычу — Марию.

Четвёртая сцена. Гарем Гирея в Бахчисарае. Среди многочисленных наложниц на богато убранном ложе — любимая жена хана Зарема, которая готовится к встрече своего господина. Гирей задумчив и влюблён, Зарема тщетно пытается вернуть его любовь, он не замечает её. Танцы: Вторая жена. Танец с колокольчиками. Танцы с блюдами. Вариация Заремы.

Акт третий.

Пятая сцена. Комната Марии. Охраняемая старой прислужницей (Служанка Марии), томится прекрасная пленница хана. Мария играет на лютне и вспоминает о былой жизни.

Шестая сцена. Гирей молит Марию принять его любовь и все богатства. Но духовная сила и гордая неприступность хрупкой Марии заставляют его отступить и Гирей удаляется.

Седьмая сцена. Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема, она просит Марию вернуть ей Гирея и его любовь. Но страстная речь Заремы непонятна Марии, которая рассказывает о своём горе и утраченной любви. Но вот Зарема находит забытую тюбетейку Гирея, а значит он был здесь. Служанка Марии убегает за ханом. Вбежавший Гирей бросается к Зареме, но она, охваченная ревностью убивает Марию кинжалом.

Акт четвёртый.

Восьмая сцена. Дворик ханского дворца. Вернувшиеся из похода воины, степные кочевники и рабы приводят новых пленниц. Гирей безутешен. Стража сбрасывает Зарему в пропасть по приказу Гирея.

Девятая сцена. Военачальник Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум воинственными плясками.

Эпилог. Хан остается один у "Фонтана слёз" (как в начале спектакля). Перед ним возникает видение, образ прекрасной княжны Марии.

95066
Общество