21 февраля 2023 года наступит новый год по буддийскому календарю — год Синеватого Зайца стихии Вода. Буддийские ритуалы и молебны пройдут уже на этой неделе, рассказали UlanMedia (УланМедиа) в Буддийской Сангхе России.
Первый день Сагаалгана — Нового года по лунному календарю — в 2023 году в Бурятии объявлен выходным днем. Он выпадает на 21 февраля.
По буддийской традиции перед встречей Нового года принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в специальных ритуалах.
17 февраля, пятница, в 17 часов ламы проведут ритуал балин адисалга (благословение подношений), специально изготовленных к Сагаалхе.
18 февраля, суббота, и 19 февраля, воскресенье, с 9:00 в течение полутора дней будет проходить молебен Десяти Защитников Учения — Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.
19 февраля, воскресенье, в 17:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Дугар (Белозонтичной Таре), Доржо Намжом, особый текст "Хамчу Нагбо" — для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов, обращение к Зеленой Таре, а также великий текст "Шэрнин" ("Сутра Сердца").
В 18 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба, после чего разведут ритуальный костер.
Специально для Дугжуубы ламы готовят так называемый "соор" — увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него "вкладывают" подношение Чойжал сахюусану, и затем торжественно сжигают на большом костре как символ духовного очищения. Специально для прихожан, которые подготовили дома небольшие кусочки теста (очень маленькие по размеру, их делают только из воды и муки, без каких-либо добавок), салфетки или кусочки ткани, и провели обтирание ими, сооружается меньший по размеру костер. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ кидать принесенные кусочки в костер, предназначенный для подношения защитнику Учения — Чойжал сахюусану!
Правила для обтирания тканью, салфетками или тестом: сначала нужно покатать по лбу — символически собирая на ткань, салфетку или тесто дурные мысли, затем вокруг рта — собирая дурные слова, по груди — очищая сознание, потом в ладошках — как бы наматывая на ткань или тесто неблаговидные деяния. Можно также обтереть больные места, представляя при этом, что вы вытягиваете все плохое, а также в конце дунуть на ткань, салфетку или тесто, выдувая весь негатив. Затем эти небольшие кусочки теста, салфетки или ткань (ни в коем случае не в полиэтилене!), приносят в дацан и бросают в меньший по размеру ритуальный костер.
20 февраля, понедельник — день поста (бутуу удэр, или "закрытый день"): с 9:00 –молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары).
В 17:00 пройдет ритуал Цедор Лхамын балин адисалга (благословения подношений). В 19:00 начнется молебен, обращенный к богине Балдан Лхамо.
21 февраля, вторник, в 6 часов утра начнется торжественный молебен Цедор Лхамо, будет отмечаться наступление Сагаалхи, пройдет обмен хадаками, будет проведен ритуал призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи.
Со 2 по 16 лунные сутки Сагаалхи ламы будут читать особый молебен — Монлам Ченмо (Великий молебен — тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 22 февраля по 9 марта.
При этом принято на второй день Сагаалхи, 22 февраля, среда, вывешивать хий морин — совершать обряд запуска "коней ветра удачи". Ламы проведут специальный ритуал освящения флажков ветра удачи — Хий Морин Сан. "Конь ветра удачи" — это символ, показывающий состояние благополучия человека.