30-е годы годы стали одним из самых противоречивых периодов в истории Бурятии. В БМАССР массово загоняли жителей деревни в колхозы и раскулачивали несогласных. Тогда же произошла массовая миграция из сел в города и вспыхнули первые бунты против советской власти под лозунгами "Долой диктатуру компартии!", "Долой колхозы!", "Да здравствует свобода религии!". Продолжение исторического цикла UlanMedia (УланМедиа).
Индустриализация и миграция
Ускоренная индустрилизация вызвала небывалую миграционную активность и высокую степень социальной мобильности. Основную массу мигрирующего населения в города составляли сельские жители (80%), вовлекавшиеся в развертываемое строительство. В Верхнеудинске/Улан-Удэ, как и в других городах региона, численность населения имела тенденцию к резкому увеличению и составила в 1923 г. 20,5 тыс., в 1926 г. — 28,8 тыс., в 1939 г. — 125,7 тыс. человек.
Политинформация, колхоз "Красное знамя". Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Вхождение в городскую жизнь вчерашних жителей сел и улусов, многие из которых не владели русским языком, было очень трудным. Тяжесть физического труда, постоянный недостаток продовольствия, бытовая неустроенность усугубляли психологический дискомфорт, вызванный переменой места, образа жизни и характера труда. Отсюда неудовлетворенность, огромная текучесть кадров, проявления девиации.
Горизонтальные и вертикальные перемещения больших масс людей вели к маргинализации основных классов общества. Массовое перемещение сельских жителей в города не сопровождалось развертыванием социальной инфраструктуры. Потеряв связь с деревенской жизнью, переселенцы не получили возможности полноценно включиться в городскую жизнь, возникла типично маргинально промежуточная, так называемая "барачная" субкультура. Обломки сельских традиций переплетались с наспех усвоенными "ценностями" городской цивилизации.
В Бурятии сформировались городские поселения следующих типов: многофункциональный город Улан-Удэ; горнодобывающие центры Закаменск, Гусиноозерск; лесопромышленные центры Онохой, Выдрино; центры легкой и пищевой промышленности Кяхта, Чикой, Усть-Баргузин, Нижнеангарск; транспортные поселения Бабушкин, Танхой, Наушки. Городское население в 1939 г. составляло 30,7% всего населения республики, тогда как в 1923 г. оно равнялось 9,2%.
Из деревни — в город
Традиционный уклад в деревне был практически уничтожен. Главным результатом стал осуществленный с издержками мощный индустриальный скачок, в результате чего было преодолено качественное, стадиальное отставание советской промышленности от развитых мировых держав. Политика форсированной индустриализации предполагала "перекачку" средств из аграрного сектора в промышленность. Государство удерживало низкие закупочные цены прежде всего на хлеб. Последствия сказались незамедлительно.
Последняя войлочная юрта. Начало 1930-х гг. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Кризис хлебозаготовок подтолкнул государство к чрезвычайным мерам: введению государственной монополии на торговлю хлебом, установление монополии на торговлю техническими сельскохозяйственными культурами. К лету 1929 г. произошел поворот к политике сплошной коллективизации: была введена обязательная продажа хлеба в порядке выполнения государственных планов заготовок; ограничены, а затем и свернуты первичные земельные формы кооперации; ликвидированы земельные общества, а все их права и обязанности переданы сельсоветам. Со второй половины 1929 г. была начата экспроприация кулачества.
Внутренний вид пекарни коммуны "Хубисхал". 1934 г.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Накануне коллективизации беднота вновь стала рассматриваться как главная опора Советской власти в деревне. В результате наделения крестьян землей, помощи Советской власти, развития кооперации социальный состав крестьянства существенно изменился. В республике в 1928 г. бедняцкие хозяйства составляли 38,5-39,7%, середняцкие — 54,1–56%, кулацкие — 4,3%. Беднота не проявляла особого стремления к производственному объединению.
Волна создания специальных батрацких колхозов быстро прошла. В республике они превратились в "иждивенческие организации". Насильственное изъятие зерна, жесткое налогообложение и низкие закупочные цены не добавили крестьянам желания производить и поставлять свою продукцию государству.
Установка на форсированную коллективизацию была закреплена в решениях ноябрьского (1929 г.) Пленума ЦК ВКП(б), провозгласившего курс "на решительную борьбу с кулаком, на выкорчевывание корней капитализма в сельском хозяйстве, на быстрейшее объединение индивидуальных бедняцко-середняцких
хозяйств в крупные коллективные хозяйства…".
К 1932 г. коллективизация была в основном завершена. 61 100 мелких индивидуальных крестьянских хозяйств стали 1578 коллективными хозяйствами.
Как арестовали 726 кулаков
Основной формой коллективизации стали коммуны, в которых обобществляли не только основные средства производства, рабочий скот, но и мелкий скот, птицу, жилье, а в ряде случаев домашнюю утварь и предметы личного обихода. С осени 1929 г. до весны 1930 г. количество колхозов в республике выросло почти в три раза (с 238 до 664). На 1 октября 1929 г. в колхозы было объединено 5,5% крестьянских хозяйств Бурят-Монголии, на 1 марта 1930 г. — 30,6%. К концу марта 1930 г. было раскулачено 151 хозяйство, выселено 4 — 4,5 тыс. кулацких семей. Правоохранительными органами (ГПУ) арестовано 726 кулаков, в их число попали и середняки. Все внимание уделялось количественному росту колхозов.
Первые МТС в Бурятии были созданы в 1931 г.: Кутуликская. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
В начале марта 1930 г. была опубликована статья И.В. Сталина "Головокружение от успехов", в которой осуждались методы администрирования и принуждения в коллективизации, вина за которые возлагалась на местных работников. Началось исправление допущенных крайностей, однако принципиальная линия коллективизации не была изменена. На 15 апреля 1930 г. из колхозов вышло 7108 хозяйств (19,6%), в подавляющем большинстве середняцких (62,1%), но это было временное отступление. Уже осенью вновь были установлены контрольные цифры заданий по вовлечению крестьян в колхозы.
На заседании правления колхоза. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Весной-летом 1931 г. начался второй этап ликвидации кулачества как класса. У раскулаченных экспроприировались земля, орудия труда, денежные средства, домашнее имущество, а они сами, их семьи подвергались аресту, суду, выселялись с обжитых мест в отдаленные районы или за пределы создававшихся колхозов.
В 1932 — 1933 гг. началась "чистка" колхозов от классово-враждебных элементов. На 1 января 1933 г. из них исключили 2337 хозяйств.
"Долой диктатуру компартии!"
Этот период ознаменовался небывалым всплеском насилия, сопровождавшим кампанию принудительной коллективизации сельского хозяйства. Последняя преследовала двойную цель — не только "стабильное" получение экспортного хлеба, дававшего необходимую валюту для форсированной индустриализации, но
и полную ликвидацию всего традиционного частного сельского хозяйства. Вся кампания коллективизации проходила под многозначительным лозунгом "Кто не идет в колхозы — тот враг Советской власти!".
В ответ на это в 1930 — 1931 гг. в республике произошло шесть крупных вооруженных выступлений крестьян, число участников каждого из которых колебалось от 100 до 800 человек. Первое восстание (март 1930 г.) началось на территории современного Бичурского района под лозунгом "Свержение Советской власти и установление власти крестьянской, которая не будет отбирать хлеб".
На заседании правления колхоза. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Второе (июнь 1930 г.) проходило на территории Ноехонского сомона Селенгинского аймака. Бурят, ведущих кочевые и полукочевые скотоводческие и скотоводческо-земледельческие хозяйства, переводили на оседлость. У "кулацко-ноенатских" элементов улуса и деревни изъяли 201,9 тыс. гектаров земли.
Получившее в народе название "ноехонское" восстание проходило под лозунгом "Да здравствует народная власть, всеобщая свобода!". С аналогичными лозунгами выступили восставшие на территории современных Кижингинского (октябрь 1930 г.) и Джидинского аймаков (май 1931 г.). Самое крупное вооруженное выступление
произошло в Мухоршибирском аймаке в августе 1931 г. Восставшие захватили районный центр и несколько сел. Они провозгласили
лозунги: "Долой диктатуру компартии!", "Долой колхозы!", "Да здравствует свобода религии!". В восстаниях приняли участие представители всех групп крестьянства Бурятии. Все эти восстания были подавлены властью.