Жителям Бурятии подняли социальные пенсии
13:45
Итоги региональной стажировки участников программы "Время героев" подвели в ЕАО
13:25
Жителя Бурятии отправят на принудительные работы за пьяную езду и пострадавшего
13:20
В Улан-Удэ молодой таксист испугался "бабая" и покинул авто
13:07
В Улан-Удэ на месяц частично закроют движение на проспекте Победы
12:45
В Улан-Удэ 7 апреля не будут продавать алкоголь
12:23
На Дальнем Востоке стартует конкурс природоохранной журналистики "Живая тайга"
12:15
Вахта Победы: новой работе обучаются не только люди, но и животные
12:14
Клещи в Бурятии покусали уже трёх человек
12:10
В горевшей квартире в Улан-Удэ нашли трупы пожилых людей
11:18
Жителю Бурятии грозит до трёх лет колонии за махинации с алкоголем
10:40
Сын выжил, а отец погиб в ДТП на скользкой трассе в Бурятии
10:33
В центре Улан-Удэ автомобиль врезался в магазин
10:14
Жителей крупного микрорайона Улан-Удэ оставили без отдела соцзащиты
09:51
В Улан-Удэ ночью обработали дороги от гололёда
09:18

Ленд-лиз через Камчатку: история Великой Отечественной в газетных публикациях

Материал проекта "Вахта Победы", посвященного 80-летию окончания Великой Отечественной войны
30 марта, 07:00 Вахта Победы
Лебедки крана "Деррик" на причале № 6 Из фондов КГКУ ГААК
Лебедки крана "Деррик" на причале № 6
Фото: Из фондов КГКУ ГААК
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Историей Ленд-лиза, то есть поставок из США вооружения, военной техники, автомобилей и продовольствия странам антигитлеровской коалиции, на Камчатке долгие годы занималась Алла Паперно, ушедшая из жизни в 2020 году. ИА KamchatkaMedia представляет сегодня её статью "...А до Сибири была Камчатка", опубликованную в газете "Камчатская правда" 4 января 1986 года.

""Не все ещё в нашей стране представляют, какой длинный и страшный путь проделала через океан простая банка свиной тушенки, пока ее где-нибудь в окопах под Курском не вскрыл штыком наш героический солдат",— пишет Валентин Пикуль в документальной трагедии "Реквием Каравану PQ-17". И дальше: "Путь караванов в Россию лежал, как и в Первую Мировую войну, через арктические воды. Путь опасный, но самый короткий и уже проверенный. Трансиранский маршрут был надежнее, зато гораздо длиннее, а несовершенство дорог в Иране надолго задерживало доставку грузов. Существовал еще третий путь — через Владивосток, но было почти невозможно "перекатить" грузы через всю Сибирь до фронта, и сам этот путь вскоре закрылся {Япония вступила в войну с США)".

Нападение Японии на военно— морскую базу США на Гавайских островах Перл-Харбор было совершенно 7 декабря 1941 года.

"В зимнее время шел пароход. Я приехал и удивился: на нашей бухте огней в пять раз было больше, чем в самом городе. Сотни кораблей стояли здесь". Речь идет о зиме 1944-1945 года в Авачинской бухте. Вспоминает Николай Иванович Панкратов старший прапорщик камчатского погранотряда, служащий на Камчатке с мая 1943 года до сего дня, а с начала ноября 1944 года до августа 1945 в бухте Русской. Тогда она называлась Ахамтен.

Что же это были за корабли? Какую службу несли пограничники в бухте Ахамтен?

Соглашение СССР и США о поставках по ленд-лизу было подписано 11 июня 1942 года. В составе каравана PQ-17, шедшего в июле 1942 года, впервые были американские суда и впервые американские военные корабли шли в конвое этого каравана. Судьба его ярко описана Пикулем. Самолетов и танков, оставшихся на дне Северного моря, хватило бы на крупное сражение на суше.

Путь через Тихий океан был менее опасным. Но Япония, владевшая Курильскими островами и проливами, американские суда к Владивостоку не пропускала. И они шли в Петропавловск. Но не прямо, а через бухту Русскую. В 1942 году все подходы к горловине Авачинской губы были заминированы: к северу — вдоль всего Халактырского пляжа и к югу — до бухты Русской. Предосторожность не излишняя, ведь японская флотилия, базировавшаяся на Северных Курилах, не зря называлась "Халактырской"…

В бухте Русской находились лоцманский пост, погранзастава и радиомаяк. Суда от берегов Америки шли через океан поодиночке, без охраны. Караван из трех-четырех судов собирался в бухте Русской, откуда лоцман вел его через проходы в минных полях в Авачинскую губу. Лоцманов было два. Рейсы челночные два-три раза в день.

"Когда лоцман задерживался в Петропавловске, — вспоминает Н. И. Панкратов, — в бухте Русской скапливалось до 15-20 судов". В Петропавловске шел перегруз на советские суда. Они все тоже заходили бухту Русскую, но не за водой, как сейчас, — водовода тогда не было. Заходили, чтобы получить подробным инструктаж о пути прохождения через проливы до Владивостока.

До августа 1945 года СССР и Япония не были в состоянии войны, и японцы пропускали наши суда к Владивостоку через Охотское море и пролив Лаперуза, что между Сахалином и Хоккайдо. Пиратствовали, конечно. Не одно наше судно погибло в Охотском море от нападения подводных и надводных кораблей и самолетов без опознавательных знаков. Но потери были неизмеримо меньше, чем на арктических путях.

Теперь давайте посчитаем. Караван PQ-17 состоял примерно из 33 судов. За год (первый караван пришел в августе 1941 года) было отправлено к нашим северным портам 17 караванов, около 500— 600 судов, Значительная часть из них погибла.

Через бухту Русскую в Петропавловск, как свидетельствует Н. И. Панкратов, проходило до 8-10 судов за сутки.

Очевидно, путь через Тихий океан не только не закрывался как пишет В. Пикуль, но этим путем грузов было получено значительно больше, чем северным. И "перекатить" через Сибирь до фронта их сумели — паровозы в отличие от стратегических грузов легко было разглядеть на палубах судов. Во Владивостоке они сразу становились на рельсы и "впрягались" в работу.

Но во весь рост встала проблема перегруза в Петропавловском порту.

До войны морского порта в Петропавловске практически не было. В ковше Авачинской губы находились причалы рыбного порта, грузооборот которого составлял 20-30 тысяч тонн в год. Для сравнения: танкеры, приходившие из Америки, имели водоизмещение более 20 тысяч тонн каждый. Зимой, когда бухта замерзала, выгрузка шла на лед, откуда в основном на собаках, изредка тракторными санями грузы доставлялись на Озерновскую косу на склады АКО (Акционерное Камчатское Общество — предтеча нынешнего "Камчатрыбпрома").

Порт фактически начали строить в начале 1942 года. Первые причалы были построены на Портовской косе — там, где сейчас находится морвокзал, и на мысе Сигнальный. Но они не могли обеспечить нужд военного времени. И в октябре 1943 года Государственный комитет обороны издает постановление о строительстве Петропавловск-Камчатского морского порта.

Проектное задание — порт с грузооборотом 1 миллион тонн в год. Для ведения строительства создана строительная организация "Морстрой", возглавил которую А. Н. Виноградов. Первым начальником порта был Н. И. Асеев. Для оказания помощи в строительстве на Камчатку приезжал уполномоченный ГКО, прославленный полярник вице-адмирал И. Д. Папанин.

2,5 тысячи человек — военных и демобилизованных работали на стройке. Работа шла в две смены по 12 часов, без праздников и выходных, в любую погоду, под лозунгом: "Все для фронта, все для победы!" Надо было обрушить скалистый берег, засыпать скальным и намывным грунтом прибрежную часть акватории, ограниченную металлической шпунтовой стенкой, для создания которой забить тысячи шпунтовых и рельсовых свай. Строительству были выделены необходимые материалы и оборудование: остродефицитные металлический шпунт и рельсы, земснаряд, плавучий копер для забивки шпунта, передвижные электростанции, автомашины, несколько экскаваторов и тракторов. Но огромный объем работ был выполнен с помощью лопаты, кирки и тачки.

И все это время шел перегруз. Из Америки был доставлен по частям и собран в Петропавловске 100-тонный плавучий кран "Вилей". Когда в бухте скапливалось много судов, на перегруз "бросали" часть строителей.

В октябре 1944 года перегруз уже шел на первом причале. В феврале 1945 года была завершена первая очередь строительства шести причалов. 18 августа 1945 года от этих причалов отошли суда, на борту которых находились участники Курильского десанта.

Великая Отечественная... Союзничество с США. Поставки по ленд-лизу. Думается, жителям нашего полуострова интересно и важно узнать, какую роль сыграла Камчатка на пути следования этих грузов".

231409
48
112