Теперь корпоративные клиенты Сбера смогут ежеквартально выбирать категории кешбэка
18:20
В Бурятии министром строительства и ЖКК назначен генерал-майор
18:20
ИИ-агенты стали главной темой на "Уроках цифры" для учащихся 1-11 классов в Забайкалье
17:30
 В каждой четвёртой квартире поломки и бытовые аварии происходят несколько раз в год 
17:10
"Три струны": представлен звёздный кастинг и первые кадры нового фильма
16:55
Традиционная торговля за 2 года потеряла 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов
16:35
В Бурятии профессор благодаря врачам выжил после тяжелой болезни
16:30
Москвич обманывал жителей Улан-Удэ на покупке автомобилей с аукциона
16:01
В Улан-Удэ задержан серийный грабитель продуктов на 45 тыс. рублей
15:30
В Улан-Удэ завезли зараженные апельсины и лимоны
15:05
В Бурятии в лесу водитель грузовика пострадал в опрокинувшемся грузовике
14:30
В Улан-Удэ водитель внедорожника сбил школьницу на пешеходном переходе
13:30
Спокойствие и современные решения: ЖК "Источник" - место для комфортной жизни в Иркутске
13:25
В Бурятии водитель погиб, ребенок пострадал в ДТП
13:10
Супруга погибшего убийцы оспаривает версию следствия
12:10

Традиционная торговля за 2 года потеряла 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов

При этом количество действующих торговых точек в непродовольственной рознице снизилось на 4% за год
16:35 Бизнес
Традиционная торговля за 2 года потеряла 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Традиционная торговля за 2 года потеряла 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

По данным Центра финансовой аналитики Сбербанка, розничная офлайн-торговля за последние два года уже потеряла 20% потенциальных оборотов из-за растущей доли покупок на маркетплейсах (то есть эти продажи традиционный офлайн-ритейл недополучил — они перетекли на маркетплейсы). Количество действующих торговых точек в непродовольственной рознице за год снизилось на 4%, а численность персонала также уменьшилась: в наиболее пострадавших сегментах в среднем на 10%.

При этом российский рынок торговой недвижимости является одним из наиболее развитых в Европе: уровень обеспеченности торговой площадью (квадратные метры на тысячу жителей) сопоставим с показателями крупных европейских столиц.

Центр финансовой аналитики Сбербанка

Традиционная торговля за 2 года потеряла 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов. Фото: Центр финансовой аналитики Сбербанка

Интересно отметить, что столица нашей страны — Москва — вовсе не лидирует по этому параметру. Первое место занимает Самара с показателем 792 кв. метров на 1000 жителей, уступающая среди европейских городов лишь Братиславе (885 кв. метров). Самый низкий уровень обеспеченности среди российских миллионников показывает Волгоград — 341 кв. метр, однако и это значение выше, чем в Берлине, Стамбуле, Софии и Лондоне.

Однако рыночная ситуация значительно меняется из-за активного роста онлайн-торговли. По объёму доли электронной торговли в структуре розничного оборота Россия уверенно заняла пятое место в мировом рейтинге — 23%, обойдя Германию с её показателем 15%. Лидирует в этом рейтинге Южная Корея с впечатляющими 49%.

данные Euromonitor International, eMarketer, расчеты «Яков и Партнеры»

Традиционная торговля за 2 года потеряла 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов. Фото: данные Euromonitor International, eMarketer, расчеты «Яков и Партнеры»

За три года доля непродовольственных покупок на маркетплейсах увеличилась почти вдвое

Внутри онлайн-торговли большую роль играет сегмент маркетплейсов, которые по темпам роста опережают офлайн-торговлю. Пока доля маркетплейсов была невелика, даже удвоение их оборотов не особенно сказывалось на остальных участниках рынка. Сейчас доля маркетплейсов в сегменте торговли непродовольственными товарами приблизилась к трети совокупных оборотов. Только за последние 3 года доля непродовольственных покупок на маркетплейсах увеличилась почти вдвое — с 18 до 32%.

оценка Центра финансовой аналитики Сбера по данным СберИндекс и Росстата

Традиционная торговля за 2 года потеряла 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов. Фото: оценка Центра финансовой аналитики Сбера по данным СберИндекс и Росстата

Внутри торговли непродовольственными товарами влияние маркетплейсов распространяется неравномерно. Наибольшее проникновение отмечается в популярных категориях товаров, таких как одежда (почти половина объёма), бытовая техника (44%) и товары для дома (42%). Товары для строительства и ремонта также ощутили воздействие платформ — около четверти продаж теперь приходится на маркетплейсы.

Центр финансовой аналитики Сбербанка

Традиционная торговля за 2 года потеряла 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов. Фото: Центр финансовой аналитики Сбербанка

Офлайн-ритейл за 2 года потерял 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов

Существует ещё и прочая непродовольственная розница, где доля маркетплейсов невелика, пока на уровне 23%, но даже этот показатель является довольно значимым. Указанные показатели проникновения в крупнейших категориях за последние два года выросли на 20 п.п., иногда даже более. В непродовольственной рознице в целом доля маркетплейсов за два года выросла с 18% до 32%, а это означает, что доля прочих каналов снизилась с 82% до 68% (-14 п.п.). В отдельных категориях этот эффект оказался даже выше. Например, в одежде доля традиционных магазинов за два года снизилась с 73% до 51% (-22 п.п.), в электронике — с 78% до 56% (-22 п.п.), а в детских товарах — с 72% до 49% (-23 п.п.).

"С 2024 года, особенно со второго полугодия, стала проявляться тенденция, что на фоне общего замедления темпы роста выручки непродовольственных магазинов в целом оказались ниже инфляции. Уже пять кварталов подряд фиксируется сокращение реальных доходов розничной торговли, включая падение в номинальном выражении в течение трёх последних кварталов. Особенно сильно пострадали категории одежды, обуви и электроники.

Это привело к серьёзным последствиям: количество действующих торговых точек в непродовольственной рознице снизилось на 4%, численность персонала также уменьшилась, в наиболее пострадавших сегментах в среднем на 10%. Компании вынуждены оптимизировать расходы, сокращая площади и персонал, закрывая нерентабельные объекты. Однако такие изменения не привели к резкому всплеску безработицы, поскольку увольняемые сотрудники быстро находят новую работу на фоне нехватки рабочей силы. Подобного рода сокращения не приводят к просрочке этих сотрудников по кредитам", — рассказал руководитель Центра финансовой аналитики Сбербанка Михаил Матовников.

В небольших населенных пунктах доля маркетплейсов выше, чем в городах

Ещё одна важная особенность российского рынка заключается в региональном различии доли маркетплейсов. В небольших населённых пунктах доля заказов через маркетплейсы существенно выше и достигает половины общего объёма потребительских расходов на непродовольственные товары. Чем больше город, тем ниже доля онлайн-заказов относительно общей массы потребителей. Так, Москва на общем фоне находится в более низкой части спектра. На графике ниже сравнение доли расходов на маркетплейсах в безналичных расходах граждан.

данные СберИндекс

Традиционная торговля за 2 года потеряла 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов. Фото: данные СберИндекс

"Все эти тренды привели к ряду важных последствий. Торговые сети начали масштабную оптимизацию бизнеса, сокращая неэффективные филиалы и торговые площади. Особенно остро этот процесс протекает у крупных ритейлеров с большим числом торговых точек, являющихся основными арендаторами торговых центров.

Растёт доля свободных помещений в торговых центрах. Причём сильнее всего проблемы испытывают, скорее, средние ТЦ, где доля продуктов питания в обороте ниже. Крупнейшие ТЦ с зоной развлечений и ресторанов чувствуют себя заметно лучше, так как в этих сегментах, напротив, потребительские расходы уверенно растут.

Поэтому с ростом конкуренции традиционные торговые центры всё чаще делают ставку на развлечения. Многие из них переориентируются на комбинированные форматы с ресторанными зонами, кинотеатрами и детскими аттракционами, становясь настоящими центрами семейного досуга.

Российский рынок торговой недвижимости переживает переходный этап, схожий с ситуацией, сложившейся в США, где последние 20 лет ежегодно открывается меньшее количество новых торговых комплексов, чем закрывается старых. Будущим инвесторам и девелоперам важно учитывать эти изменения, выбирая новые концепции и направления развития своего бизнеса", — поделился руководитель Центра финансовой аналитики Сбербанка Михаил Матовников. 

234718
48
57