Фармацевты сбежали из больницы в Бурятии
11:01
В Бурятии пожарные спасли мужчину из горящего дома
10:45
"Байкал" стал одной из любимых любимой газировкой россиян
10:29
Эксперт объяснил, как распознать мошенников под видом курьеров
10:25
Восток Толстого – дело тонкое
09:35
Жителя Бурятии осудили за незаконную добычу золота в Забайкалье на 5 млн рублей
09:25
Александр Лебзяк: Бог помогает сильнейшему
09:20
Бурятии списали 4,6 млрд рублей кредитов
09:15
В День Чингисхана приостановят движение транспорта через границу с Монголией
09:01
Дети теряют миллионы: как аферисты играют на доверии школьников в Бурятии
08:50
Водитель сбил ребёнка на "зебре" под Улан-Удэ - что известно
07:49
Байкальский омуль вернулся: запасы выросли с 7,5 до 11 тысяч тонн
07:34
Хилый ветер обдует Бурятию
07:26
Куда может пропасть стаж и как его найти, объясняет эксперт
06:00
Защищал семью — стал обвиняемым: в РФ хотят изменить закон о самообороне
04:20

Школьные конфликты в Бурятии: от мата до вооружённых нападений

В республике заметили рост агрессии среди подростков
Школьные корридоры стали местом выяснения отношений Абрамченко Анета, ChitaMedia
Школьные корридоры стали местом выяснения отношений
Фото: Абрамченко Анета, ChitaMedia

UlanMedia, 19 ноября. В Бурятии резко участились случаи агрессии в школах — от грубых оскорблений до вооружённых нападений. Только за последние годы зафиксированы драки с травмами, физическое насилие учителей и даже попытка убийства. Власти запускают проверки, но эксперты говорят о системном кризисе: подростки теряют уважение к педагогам, соцсети превращают конфликты в шоу, а диагностика и профилактика не спасают ситуацию. Примером может служить недавний случай в школе №49 Улан-Удэ, где ученик устроил на уроке русского языка "матный монолог" в адрес учительницы, назвав её, в том числе, "овцой" и употребив нецензурные оскорбления.

Педагог не стала вступать в конфликт и лишь заметила: "Таким поведением выставляешь себя в невыгодном свете". Подросток собрал вещи и ушёл. Видео быстро стало вирусным в соцсетях.

Это не единичный случай. В октябре 2025 года в Посельской школе восьмиклассник в раздевалке напал на учителя физики: на видео видно, как он бьёт его по затылку и пытается задушить. У педагога — сотрясение мозга, у подростка — перелом кисти.

"Учитель говорит: ученик стрелял из водяного пистолета в лицо. Ученики рассказывают: учитель дал подзатыльник за игру на уроке", — приводятся разные версии конфликта. Позже подросток извинился, ему назначили наставника — участника СВО Владимира Раднаева. Общественный совет Минобразования отметил: "Здесь была травля этого учителя, буллинг. Физическое насилие — это страшно. Но здесь было и систематическое унижение педагога".

Ещё серьёзнее — инцидент в школе №5 в 2018 году: девятиклассник пришёл с топором, ножом и зажигательной смесью, напал на семиклассников и учительницу, поджёг школу. Семь человек, включая нападавшего, попали в больницу. Причиной назвали "двойку по русскому", лишившую его допуска к экзаменам. При этом за несколько недель до ЧП школьный психолог признал его "абсолютно нормальным".

Агрессивные инциденты происходят регулярно: мат и оскорбления — 2–3 раза в неделю в каждой школе, драки между детьми — раз в месяц, конфликты "ученик против учителя" — реже, но с тяжёлыми последствиями. Вооружённые нападения пока единичны, но их последствия катастрофичны.

Официальные лица реагируют стандартно. Глава комитета по образованию Улан-Удэ Анна Батурина заявила: "Мы начали проверку по установлению фактов и причин. Ситуацию рассмотрит конфликтная комиссия и Совет профилактики". Уполномоченный по правам ребёнка Вероника Штыкина подчёркивает: "Применение физической силы в образовательном процессе недопустимо при любых обстоятельствах". Глава Бурятии Алексей Цыденов отметил: "Физическое насилие недопустимо, даже если спровоцировано".

На уровне республики запущены проверки, создаётся родительский комитет, развивается наставничество, в школах работают конфликтные комиссии и службы медиации. Но, как отмечают наблюдатели, "на бумаге выглядит солидно, но меняется ли что-то в коридорах?"

Эксперты предлагают третий путь: восстановить авторитет учителя не через страх, а через уважение; развивать систему "значимого взрослого"; проводить раннюю диагностику агрессии; работать не только с детьми, но и с родителями; ограничить публикацию конфликтных видео в СМИ.

231610
48
5