UlanMedia, 19 ноября. Октябрь принес жителям Бурятии небольшую передышку от роста цен, однако предпраздничное подорожание продовольствия и горюче-смазочных материалов остается четким сигналом о напряженности на потребительском рынке. Индекс потребительских цен (ИПЦ) составил 100,4% относительно сентября — это ниже показателя августа (0,3%) и сентября (0,54%), что может указывать на замедление месячной инфляции.
Однако, если смотреть на накопленный результат с начала года, картина менее оптимистична. Инфляция в Бурятии за десять месяцев 2025 года составила 6,4%, что значительно выше среднероссийского показателя в 4,81%. Это означает, что потребители в республике сталкиваются с ускоренным ростом затрат, превосходящим федеральный тренд на целых полтора процентных пункта.
Главные виновники октябрьского ускорения инфляции остались прежними. В продовольственной корзине лидирующую роль сыграло подорожание мясопродуктов на 1,4% за месяц. Особенно резко выросли цены на полуфабрикаты — на 2,8% (это означает 14,1% прироста с начала года), а также колбасные изделия — на 2,7% с накопленным ростом 5,9% с января.
Яйца прибавили в цене еще на 5,4% — существенный скачок перед осенне-зимним периодом, когда спрос на них традиционно высокий. Шоколадные конфеты подорожали на 2,6%, рыбопродукты — на 1,3%. Даже такие стабильные позиции потребительской корзины, как варенье и мед, заметили рост в 3,2%, а мука подорожала на 2,4%.
Но если со сладостями и консервацией рост логичен перед новогодними праздниками, то в непродовольственном секторе поступают сигналы беспокойства. Бензин подорожал на 2,8%, топливо моторное — на 2,5% — это прямые ударники по кошельку водителей и сектору транспортно-логистических услуг. За год эти показатели суммарно вносят значительный вклад в транспортные издержки, которые впоследствии переносятся в цены товаров повседневного спроса.
Необычно интересна динамика в сегменте платных услуг. В октябре произошло их историческое снижение на 0,1% — редкий случай дефляции в сфере услуг. Причиной стало значительное подешевление железнодорожного транспорта на 5% и услуг пассажирского транспорта в целом на 1,9%. Туристические услуги внутри страны стали дешевле на 0,7%, зарубежный туризм снизился на 3,2%.
Однако эта радость — временная. Услуги физической культуры и спорта подорожали на 1,1%, медицинские услуги выросли на 0,6%, бытовые услуги — на 0,4%, парикмахерские — на 0,1%. Это означает, что секторы повседневных потребностей граждан продолжают генерировать инфляционное давление.
Анализ октябрьских данных выявляет несколько беспокойящих структурных тенденций. Непродовольственные товары растут в цене на 0,6%, их годовой вклад в инфляцию составил 0,23 процентных пункта, тогда как продовольствие добавило 0,21 п.п.. Это симметричное распределение инфляционного давления свидетельствует о широкой динамике роста цен, а не о локальных спорадических всплесках.
Ювелирные изделия выросли в цене на 2,7% год к году, медицинские товары — на 1,2%, дрова — на 0,4%, уголь — на 0,5%. Даже такие консервативные позиции, как мебель (0,4%) и галантерея (0,1%), не остались в стороне от инфляционного давления.
Важный контекст: в августе-сентябре годовая инфляция в республике находилась на уровне 10,42%, что затем спустилась к октябрю, однако структурные проблемы остаются. Банк России прогнозирует, что при сохранении высоких процентных ставок инфляция в стране вернется к 4-5% в 2026 году. Однако для Бурятии, испытывающей постоянное превышение федерального уровня, этот прогноз может оказаться оптимистичным.
Сравнивая с другими регионами России, Бурятия демонстрирует повышенную уязвимость перед инфляционными волнами. Разрыв в ценах базового потребительского набора между регионами достиг 19 тыс. рублей (от 22 тыс. на юге до 41 тыс. на Чукотке), и республика находится в зоне повышенного ценового давления.
Бюджетные семьи почувствуют удар с октября по трем направлениям. Во-первых, это полуфабрикаты и колбасы — позиции, обычно дешевле свежего мяса, но активно используемые в семейной кулинарии. Во-вторых, яйца — универсальный белковый источник для менее обеспеченных слоев. В-третьих, топливо — это косвенный фактор, который вскоре может отразиться в ценах общественного транспорта и услуг доставки.