Агава вместо сахара: что на самом деле скрывается за модными заменами продуктов?
27 ноября, 12:00
Столетние дома в центре Улан-Удэ обновят и превратят в рестораны
14:44
T2 дарит скидки театралам в Бурятии
14:30
Мэрия Улан-Удэ призвала предприятия сегодня сократить рабочий день
14:17
Пособия придут на карты заранее. До Нового года получите двойные выплаты
14:00
Как жителей Бурятии обманом вовлекают в мошенничество, а потом блокируют банковские карты
13:30
За взятие Угледара боец из Бурятии награжден посмертно званием Героя России
13:19
Пахнет костром: Сергей Лазарев прогулялся по центру Улан-Удэ
12:50
Как новогоднюю елку сделать безопасной для домашних питомцев
12:45
Улан-удэнцев призвали спасти деревья и кустарники от мокрого снега
12:12
Эти 4 условия исключат развитие деменции. Память и ум будет как в 25 лет - невролог
12:00
Уже больше 108: как изменится курс доллара после решения Центробанка
11:45
Фото дня: улан-удэнцы из-за пробок перешли на лыжи и велосипеды
11:44
Наледь на проводах начали проверять в Улан-Удэ
11:27
В Бурятии осудили поставщиков липовых евро
11:15
Потом будет штраф: что обязательно нужно сделать до 2 декабря
11:00

Байкал перестал быть озером, к нему относятся как к водохранилищу — депутат ГД Слипенчук

За Байкал отвечают около 15 ведомств, но в итоге нет конкретного ответственного лица, считает депутат
4 февраля 2015, 20:05 Общество Байкал на мели?
Байкал перестал быть озером, к нему относятся как к водохранилищу — депутат ГД Слипенчук Анна Огородник, UlanMedia
Байкал перестал быть озером, к нему относятся как к водохранилищу — депутат ГД Слипенчук
Фото: Анна Огородник, UlanMedia

К озеру начинают относиться не как к уникальному природному священному объекту, а как к водохранилищу, считает депутат Госдумы из Бурятии, заместитель председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, председатель попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук. Около 15 ведомств контролируют деятельность и состояние Байкала, но как доходит дело до ответственности, не кому отвечать — нет конкретного лица, сообщил корр. ИА UlanMedia Михаил Слипенчук.

Как вы думаете, кто виноват в снижение уровня Байкала – действия энергетиков, обмеление Селенги или другие факторы?

Я допускаю, что это может быть влияние всех трех факторов вместе взятых. Надо провести серьезное исследование, чтобы не было голословных обвинений.

Какая ситуация сейчас с уровнем воды?

Озеро Байкал – достаточно устойчивая древняя экосистема. Экспедиция "Миры на Байкале" 2008–2010 годов, показала, что озеро Байкал за 25 миллионов лет своей истории претерпело много изменений и имело три уровня. Колебания уровня Байкала происходили и раньше, происходят и будут происходить.

Как вы знаете, в 2013 году стартовала новая исследовательская экспедиция "Леман – Байкал" с использование сверхлегких летательных аппаратов для изучения поверхности озера с воздуха. У Фонда содействия сохранению озера Байкал уже есть данные за два года, и в 2015 году мы продолжим исследования. Мы снимем все изменения с воздуха, у нас будет возможность эти данные сравнить и проанализировать, и мы предоставим результаты научной и широкой общественности.

К каким последствиям может привести снижение уровня воды?

Зимой уровень Байкала может снижаться, потому что весенний паводок заполняет озеро. Но если этого не произойдет, то дельту реки Селенги коснутся серьезные экологические изменения. Понижение уровня воды даже на полметра ведет за собой оголение прибрежной линии до нескольких сот метров. Дельта Селенги является особоохраняемой природной территорией, местом обитания уникальных рыб и птиц, многие из которых являются эндемиками Байкала. Об этом нельзя забывать.

Как вы считаете, правильно ли то, что МЧС с Федеральными ведомствами хотят разработать нормативно-правовой акт, позволяющий использовать ресурсы Байкала даже при уровне воды, ниже установленной нормы?

Существует закон об охране озера Байкал, который четко регламентирует деятельность людей на берегу Байкала. Уровень Байкала установлен законом, и для того, чтобы его поменять, необходимо решение правительства.

При принятии решений об изменении уровня озера, необходимо, чтобы все люди, которые будут принимать это решение, несли персональную ответственность.

Меня очень беспокоит то, что к озеру начинают относиться не как к уникальному природному священному объекту, а как к водохранилищу, это в корне меняет к нему отношение.

Какие меры принимаются правительством для стабилизации ситуации?

Это скорее вопрос к правительству.

Какие ведомства должны регулировать деятельность энергетиков, в частности "Иркутскэнерго", почему надзорные органы допустили снижения уровня воды?

Вопрос очень глубокий. В Советском Союзе существовало министерство водных ресурсов. Сейчас такого министерства нет. Есть отдельное Агентство водных ресурсов, отдельно министерство энергетики, министерство по чрезвычайным ситуациям. И тот случай, который мы сейчас рассматриваем, должен рассматриваться всеми ведомствами вместе.

На мой взгляд, поскольку здесь задействовано два региона, Иркутская область и Республика Бурятия, нужна специальная межрегиональная комиссия по Байкалу. В свое время я выдвигал идею по аналогии с государственной корпорацией долины реки Теннеси в США, создать корпорацию озера Байкал. Сейчас озером Байкал занимаются 14-15 ведомств, и в результате нет ответственного лица. Необходимо единое управление и контроль за Байкальским бассейном. Это может быть межведомственная комиссия при губернаторе или полномочном представителе президента РФ в СФО. В любом случае она должна иметь высокий статус.

Не противоречат ли действия энергетиков действующему законодательству и закону об охране Байкала?

Конечно, противоречат, иначе бы этот вопрос не рассматривался. Мы одной рукой закрываем БЦБК, другой рукой начинаем менять уровень Байкала. Когда был построен каскад гидроэлектростанций на реке Ангара, Байкал оказался зарегулирован, то есть он перестал жить как озеро или естественный водоем, а стал жить как водохранилище.

В советское время уровень озера Байкал после строительства Иркутской ГЭС поднялся на метр, что имело свои последствия. Однако, любой экосистеме свойственно колебаться, при этом сохраняя стабильное состояние. С тех пор уровень воды не менялся, и система успела адаптироваться к новым условиям.

Бывают мелководные годы, бывают многоводные. В принципе колебания можно регулировать. Это может быть даже хорошо, для устойчивости экосистемы Байкала. Но если мы позволим себе постоянно, каждый год менять уровень озера, ни одна экологическая система такого не выдержит. Это можно сделать одни раз под присмотром межведомственной комиссии, каждый раз необходимо взвешенное решение, специальный подход и персональная ответственность, но делать это регулярно нельзя. Это чрезвычайная ситуация.

Что нужно сделать, чтобы вернуть нормальный уровень воды в озере?

Дождаться весны. Он должен восстановиться. Это глобальные климатические изменения. Для примера можно взять Каспийское море. Будучи студентом третьего курса географического факультета МГУ я писал курсовую работу на тему "Зависимость экономики побережья Каспийского моря от его уровня". В те годы советские ученые предлагали даже повернуть северные реки на юг, чтобы заполнить Каспийское море, перекрыть Кара-Богаз-Гол, который испарял много воды, и так далее. Прошло 25 лет, сейчас уровень Каспийского моря поднялся на несколько метров, и возникла другая беда, нужно переносить дома, которые строились при низкой воде.

Это глобальные климатические изменения, за ними надо наблюдать, надо больше выделять средств для работы ученых, для контроля, для мониторинга, заранее прогнозировать ситуации и многих экстренных вопросов в случае понижения воды не будет.

Так, в Иркутске из-за низкой воды не могут работать водозаборные сооружения. Мне кажется, необходимо обратить внимание именно на эту проблему, и реконструировать их таким образом, чтобы водозабор мог осуществляться и при низкой воде.

Еще раз хочу подчеркнуть, уровень Байкала менялся и будет меняться, это нормальное природное явление. Но меня больше беспокоит то, что в сознании людей меняется отношение к Байкалу. Нельзя забывать, Байкал – это уникальный природный объект, священное озеро, 80% запасов пресной воды России, а не звено гидротехнического сооружения.

Напомним, ГУ МЧС России по Республике Бурятия переведено в режим "Повышенная готовность" в связи с маловодьем в бассейне озера Байкал с 20 января 2015 года. В настоящее время идет сбор информации об обстановке с водоснабжением в прилегающих к озеру Байкал районах. Для обследования территорий задействованы силы и средства муниципальных образований и специалисты республиканских министерств и ведомств.
Между тем, "слив" Байкала уже почти легитимен: глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что нужно разрешить использование водных ресурсов Байкала ниже установленного минимального уровня. На совещании с вице-премьерами он отметил, что падение уровня воды и ограничение водопотреблений может сказаться на жилищно-коммунальном хозяйстве Ангарска. Заместитель председателя правительства РФ Александр Хлопонин сообщил, что в Кабмине РФ подготовлены все необходимые документы на подпись для того, чтобы разрешить сброс в объеме 1,2–1,3 тысяч кубов для Ангарского узла.

108719
48
5