Игроки на политическом поле Бурятии часто недооценивают важность психологии в своей деятельности, хотя прогрессивные наработки давно используются во всем мире. Именно это подвело мэра Улан-Удэ в конфликте с московскими телевизионщиками, считает коуч-эксперт, психолог группы "ЛАСО" Олег Аюрзанаев. Эксперт опирается на исследования своей группы, проводимые на протяжении пяти лет на политическом поле Бурятии. Используемая им психологическая методика позволяет классифицировать общественно-политических деятелей в систему психотипов с определенными особенностями мировоззрения и управленческого поведения, сообщает ИА UlanMedia.
Психотипы политиков Бурятии. Фото: Олег Ерастов, UlanMedia
Политика с учетом психоаналитики — как влиять и управлять
— На Западе все политические деятели имеют штатных психоаналитиков, которые работают с ними с учетом психотипа как самого политика, так и его оппонентов. Перед важной встречей или выступлением месяцами заставляют репетировать поведение вплоть до каждого слова, жеста, мимики. Местные политики все еще считают это излишним. Например, мэр Улан-Удэ Александр Голков некогда шутливо отмахивался, когда мы ему говорили про все это. Итог сегодня всем виден и нагляден. Психотип мэра относится к группе так называемых "сенсорных этиков". Это тип, который может теряться или агрессивно реагировать на любой силовой вызов, агрессию. Тот, кто направлял московских журналистов, наверняка знал все это, и заранее просчитал его поведение. Поэтому Александр Михайлович так легко попался в ловушку, которая могла подорвать его имидж при другом исходе, — считает Олег Аюрзанаев.
По мнению коуч-эксперта, будь у мэра в команде профессиональный психоаналитик, он бы давно указал чиновнику на все уязвимые места в его типе личности. С ним соглашается психотерапевт и бизнес-консультант Тимофей Аксаев.
Психотерапевт Тимофей Аксаев. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
— Психология в политике, это то же самое, как допустим, зрение и слух: просто видеть хорошо, а когда еще ощущаешь запахи, то это вообще прекрасно. Естественно, все предвыборные компании, публичные выступления или просто политическая рокировка должны в идеале совершаться с помощью профессионалов в психологии. В психике есть и защитные механизмы и оборонительные, их можно хорошо использовать в своих интересах. Зная не только болевые точки других, а вообще влияние на сообщества людей, управление толпой, всем народом в конце концов. Углубляться в конкретные техники нет смысла, но влиять и управлять без азов и поддержки психологии нереально, — считает бизнес-консультант.
Также Тимофей Аксаев не исключает, что инцидент с мэром действительно был срежиссирован грамотным психологом. По его мнению, вполне можно прогнозировать поведение политиков и их группировок, опираясь на оценку их психотипа.
— Но, всей глубины психики политика, если, конечно, он не проходил детальную "диагностику и сканирование" у психолога, сложно понять и предвидеть. Можно крупными мазками делать какие-то прогнозы от стиля поведения или профессиональной компетенции, но как помните — "чужая душа — потемки", залезать туда без подготовки я бы не советовал, — предостерегает Тимофей Аксаев.
Психолог группы "ЛАСО" Олег Аюрзанаев. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Четыре "стаи" бурятских политиков
Олег Аюрзанаев давно ведет анкеты и проводит психоанализ политических элит Бурятии — всех видных деятелей и сложившейся между ними системы отношений. На его взгялд. это сейчас актуально как никогда — впереди обострение борьбы различных властных "кланов" за ключевые должности и позиции во власти (в сентябре 2016 года пройдут выборы главы Бурятии и депутатов Госдумы от республики — прим. ред). По его словам, с учетом анализа можно уверенно говорить о психотипах ряда деятелей. Например, бывшего главы республики Леонида Потапова, действующего главы Вячеслава Наговицына, бывшего спикера Народного Хурала Матвея Гершевича, мэра Улан-Удэ Александра Голкова, бывшего мэра Геннадия Айдаева, депутатов Вячеслава Мархаева и Николая Будуева.
Основным инструментом оценки группы "ЛАСО" является соционическое типирование через содержание выступлений, поведения и внешнего вида.
Справка: Соционика – развитие психологической классификации типов личности Карла Юнга. Сегодня преподается в 40 вузах страны. Согласно этой типологии, выделяется четыре парных психологических признака. Первая – "экстраверсия-интроверсия": ориентированность на окружающий мир, либо на внутренний. Вторая — "логика-этика": принятие решений либо разумом, либо эмоциями. Третья: "сенсорика-интуиция": сбор информации либо через органы чувств, либо посредством воображения. Четвертая – "рациональность-иррациональность": последовательность либо импульсивность.
Эти четыре парных психологических признака позволили создать 16 сочетаний – психологических образных типов с разными характерами, поведением и своими моральными ценностями. Каждый из них имеет свое обозначение и вид совместимости со всеми остальными типами, включая собственный. С одними типами совместимость идеальная, с другими — средняя, с какими-то отношения могут быть только конфликтными. Вариаций отношений всегда определенное число, они описаны соответствующим классификатором.
В зависимости от этих межличностных отношений и особенностей мышления 16 психотипов подразделяются на четыре группы-"квадры" (в терминологии Олега Аюрзанаева, "стаи"). Системы ценностей групп классифицируются по шкалам "аристократы-демократы" (первые стремятся устанавливать иерархию статусов, вторые считают, что каждый человек волен жить как хочет, пока не мешает другим), и "резолютивность-дискутивность" (проще говоря, "люди действия" и "люди обсуждения").
Уходя от общепринятой соционической терминологии, эксперты группы "ЛАСО" использует свои определения. Четыре квадры в соционике интерпретируются как четыре "стаи": "коты", "волки", "псы" и "обезьяны".
Вячеслав Наговицын и Александр Голков. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Первая группа "Коты"
В политике только они смогли разорвать монополию "волков" на власть. "Перестройка" в СССР дала "котам" шанс, так как они вносили новые спасительные идеи, не создавая видимой угрозы власти "волков". Тут можно вспомнить время избрания в Бурятии депутата Верховного совета СССР Владимира Карепина — интуитивно-логический экстраверт "Дон Кихот". Тогда же мэром Улан-Удэ стал Валерий Шаповалов, сподвижником которого был Алексей Тиваненко. Они оба относятся к типу сенсорно-этический интроверт "Дюма". Приход "котов" во власть в республике стал виден, когда заместителем председателя Народного Хурала стал Виктор Измайлов, а представителем президента РФ в Бурятии — Борис Данилов. Оба относятся к типу этико-сенсорный экстраверт "Виктор Гюго". В настоящее время из видных представителей этой "стаи" можно в политике отметить разве что депутата Госдумы Михаила Слипенчука. А из медийных деятелей Бурятии можно назвать журналистку Евгению Балтатарову — оба относятся к типу "Дюма".
Вторая группа "Волки"
Они господствовали в Бурятии в советские времена. Представители этой стаи – люди слова и жесткого авторитарного порядка. Таким был первый секретарь бурятского обкома КПСС Андрей Модогоев и бывший министр образования РБ Сергей Намсараев: тип логико-сенсорный интроверт "Максим Горький" (к слову, к этому психотипу относился Иосиф Сталин). Позже Бурятией правил Леонид Потапов — этико-интуитивный экстраверт "Гамлет". Предполагается, что председатель "Республиканского правозащитного центра" Евгений Кислов по типу интуитивно-этический интроверт "Есенин". Из видных деятелей Бурятии в числе "волков" могут быть упомянуты бывший директор Улан-Удэнского приборостроительного объединения Иван Медведев, бывший депутат Горсовета Улан-Удэ Сэсэг Шабакова, покойный зампред правительства РБ Лидия Нимаева: тип сенсорно-логический экстраверт "Жуков". Из общественных деятелей можно назвать Батодалая Багдаева — "Гамлет".
Третья группа "Псы"
С приходом рыночных отношений "псы"-"демократы" стали доминировать в экономике, неуклонно вытесняя "аристократов"-"волков" из Хурала и Горсовета. Первым прорывом "псов" во власть стало избрание мэром Улан-Удэ Геннадия Айдаева — этико-сенсорного интроверта "Драйзер". Позже во главе республики встал Вячеслав Наговицын, также "Драйзер". К этому же типу относится глава бурятских коммунистов и ныне сенатор от Иркутской области Вячеслав Мархаев. Из нынешних общественных деятелей можно назвать Алексея Карнаухова и активиста ОНФ Евгения Буянина. Люди этого психотипа моралисты, они достигают успеха благодаря воле к сплочению и поддержанию стабильности. Они стремятся совместить интересы членов своего сообщества или команды, ценят чувство долга и нравственные устои, стараются работать с другими опираясь на выгоду и общие моральные ценности.
Уже упоминавшийся мэр Улан-Удэ Александр Голков относится к "вожакам стаи псов" — сенсорно-этический экстраверт "Наполеон". К этому же типу относится министр экономики Татьяна Думнова, депутат Хурала Сергей Бужинаев, депутат Горсовета Александр Барданов. Это тип природного лидера, напорист, обычно успешен в решении рыночных тактических задач, ориентирован на прибыль и успех любой ценой. Этот тип людей стремится в принятии стратегических решений использовать все потенциальные возможности, но в принятии решений нацелен на коллегиальность.
Другой психотип из стаи "псов" — логико-интуитивный экстраверт "Джек Лондон". К нему относятся заместитель председателя правительства РБ Александр Чепик, депутаты Народного Хурала Матвей Баданов и Индира Шагдарова, депутаты горсовета Улан-Удэ Николай Будуев и Сергей Супоня, экс-депутат Хурала, глава партии "Рожденные в СССР" Игорь Бобков и ныне покойный общественно-политический деятель Василий Устинов. Этот психотип логичен, хорошо решает практические задачи и продумывает свои ходы, хорошо чувствует свою выгоду или развитие процессов во времени, удовлетворение получает от результата и даже самого правильного процесса работы. Взаимодействие с людьми основывается только на фактах и стимулировании интереса, не вынося морального давления. Имеет хватку предпринимателя ,в работе всегда ориентируется на целесообразность. В отношениях с людьми демократичны и свободны от личных пристрастий.
Другим представителем интуитивного типа "собак" является бывший спикер Народного Хурала Матвей Гершевич — интуитивно-логический интроверт "Бальзак".
Четвертая группа "Обезьяны"
Стая "обезьян" в бурятской политике в силу своего менталитета представлена не слишком ярко. В советские времена их представителем был председатель Совета министров Бурятии Владимир Саганов – интуитивно-этический экстраверт "Гексли". По мнению Аюрзанаева, Саганова держали на такой должности для ведения переговоров с Москвой по решению вопросов бюджетной поддержки. Ведь психотип "Гексли" отличается особой приветливостью и дружелюбием. К типу "Гексли" относится и глава бурятского отделения "Яблока" Лазарь Бартунаев, которого называют в СМИ "серым кардиналом" местной оппозиции.
Другим представителем "обезьян" является председатель общественной палаты Бурятии Владимир Прокопьев – этико-интуитивный интроверт "Достоевский".
К "стае обезьян" также относится управляющий директор Улан-Удэнского авиазавода Леонид Белых, бывший ректор БГУ Степан Калмыков, депутат Хурала Бато Семенов — тип логико-сенсорный экстраверт "Штирлиц". также в э ту группу входит ректор ВСГУТУ Владимир Сактоев — сенсорно-логический интроверт "Габен". "Штирлиц" и "Габен" — прирожденные "технари", грамотные производственники и крепкие хозяйственники.
Собрат по "стае" не загрызет насмерть
По мнению психоаналитиков, сквозь призму соционики можно легко проследить взаимодействие людей во всех общественно-политических групп, возможные конфликты. Например, отношения Вячеслава Наговицына и Матвея Гершевича.
— Они как "Драйзер" и "Бальзак" по соционике состоят в "активационном" виде взаимоотношений. Это общение подразумевает взаимопонимание и энергетическую "подзарядку" друг от друга. Гершевич просто не мог смолчать, когда в Хурале начались нападки на Наговицына. Чем и вызвал неодобрение депутатов из групп "собак" и "обезьян". Эмоциональная привязанность, пожалуй, стоила ему карьеры, — считает Олег Аюрзанаев.
Из анализа психоаналитика Аюрзанаева следует, что депутат горсовета Николай Будуев столь смело атакует нынешнего мэра, поскольку в отношениях активации он чувствует "собрата по стае", который не загрызет насмерть, а будет только отбиваться. Можно отметить, что "псы", будучи во власти, терпимо относятся к критике и нападкам оппозиции. А вот "волки", наоборот, захватив власть, всегда беспощадно давили непокорных. Достаточно посмотреть на поведение Вячеслава Наговицына и Александра Голкова, которые терпеливо сносят самую яростную критику в свой адрес. Во времена Леонида Потапова такое было просто немыслимым.
Тем не менее, в целом "волки" обычно неплохо уживаются с "котами", тогда как "псов" и "обезьян" терпят намного хуже. В любом коллективе обычно происходит раскол по принципу "коты" с "волками" против "псов" и "обезьян". Характерным наглядным примером, по мнению Аюрзанаева, является нынешнее пикирование блогеров и раскол лагерей общественников Бурятии по вопросам памятника казакам, бурятского языка и прочим спорным темам. За "бурятскую самостийность", "сближение с Азией", "против засилья варягов" ратуют в основном "коты" и "волки", тогда как "угрозой бурмайдана" и "правами русских" обеспокоены в основном "псы" и "обезьяны".
По мнению Олега Аюрзанаева, сейчас в политике, бизнесе и общественной сфере Бурятии преобладают "псы" и "обезьяны". Но маятник развития страны уже качнулся в противоположную сторону. "Демократы" были лучше приспособлены к рыночным порядкам, когда нужно искать созидать и зарабатывать. Но "аристократы" лучше умеют удерживать власть и распределять ресурсы. Поэтому в недалеком будущем следует ожидать возвращения "волков" с авторитарными порядками.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Глава Бурятии попал в число самых неэффективных губернаторов России
В мэрии Улан-Удэ произошла драка мэра и журналистов федерального канала
профессор Бурятского государственного университета, доктор социологических наук
Автор фото: Василий Тараруев
Прежде всего, хочу заметить, что я абсолютно согласен с тем, что психология в политической деятельности и, в частности, взаимодействие политиков с различными психотипами между собой или с общественными группами имеет важное значение. Соционика как новая наука, касающаяся взаимодействия психологии человека с окружающей средой, также может помочь при анализе политических взаимодействий. Что касается разбивки наших политиков на "квадры", отнесения их к тем или иным психотипам, то я, откровенно говоря, затрудняюсь в оценке. Дело в том, что для этого должно быть четкое понимание методологии исследования, по каким признакам или параметрам, или в каком сочетании, на каких эмпирических материалах (насколько регулярно и на какой научной основе осуществлялись наблюдения). Два-три ярких случая из политической биографии человека может быть недостаточным для такого, чтобы делать выводы. Я думаю, общественные или научные группы, заинтересованные в подобном анализе, дадут свою оценку. В любом случае необходимо поприветствовать такие начинания, поскольку они углубляют наше понимание политики и общественной жизни.