История старообрядцев в Бурятии насчитывает не один век. В 1760-х годах царские войска выводили их семьями за пределы Белоруссии, Украины и Польши. В Сибири старообрядцев стали называть семейскими — от слова "семья". За те несколько веков, что живут старообрядцы на бурятской земле, они сумели сохранить свои традиции, обычаи, культуру. Сегодня в Бурятии есть немало деревень, где живут семейские. В 2015 году будет 250 лет с того времени, как они пришли в Бурятию. Об их истории, укладе, жизни в современных условиях читайте в материале ИА UlanMedia.
"От дома до плуга, от шапки до сапога"
Старообрядцы появились в результате церковного раскола, который произошел в середине XVII века, когда религия раскололась на старообрядцев и новообрядцев (никониан).Причиной раскола стала попытка внести в Русскую Церковь новые обычаи. Старообрядцы не приняли каноны, введенные патриархом Никоном, за что их подвергли гонениям.
Сегодня семейские живут в разных регионах России (Республике Бурятия, Амурской области, Забайкальском, Хабаровском и Приморском краях) и за рубежом. В Бурятии потомков старообрядцевможно встретить в Тарбагатайском, Бичурском, Мухоршибирском и Заиграевском районах. Есть целые деревни (некоторые — с бурятскими названиями), где живут одни семейские.
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Исследователь, заместитель председателя Общественной палаты Республики Бурятия Сергей Петров - потомственный семейский. Родился он в селе Нижний Жирим Тарбагатайского района Бурятии.
Петров занимается исследовательской работой, пишет книги об истории старообрядцев, их культуре и религии. Издал такие книги, как: "История старообрядчества", "Русская Древлеправославная Церковь в Бурятии", "Русская Православная Церковь в Бурятии", "Старая православная вера за Байкал-морем, епископ Афанасий Тарбагатайский Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока".
- Есть у нас историк, академик из Куналея Фирс Федосович Болонев, он всю жизнь посвятил истории семейских, очень много книг издал. Он нашел материалы в Иркутске, Москве, Санкт-Петербурге, свидетельствующие, что первая партия старообрядцев под конвоем пришла сюда в 1765 году, - рассказывает Петров. - В 2015 году уже будет 250 лет, юбилейная дата поселения старообрядцев в Забайкалье. Фирс Федосович, депутаты Народного Хурала от семейских районов Бурятии и наша региональная общественная организация "Общество культуры семейских РБ" обратились к главе правительства Вячеславу Наговицыну по вопросу празднования юбилея. Вышло распоряжение по созданию оргкомитета по организации празднования 250-летия.
Культуре, традициям, обычаям старообрядцев посвящено немало трудов исследователей, ученых, этнографов. Многие из них называли субобщину семейских "общиною общин". И не зря — в селах, где жили семейские, все решал сход. На них выбирали старосту, старшину и писаря, решали вопросы землепользования, распределяли подати и повинности. В XVIII веке у семейских преобладала малая семья. Взаимоотношения и распорядок в семье определялись церковными канонами.
Страообрядцы долгое время не признавали светскую грамотность, писали на старославянском языке, обучали ему детей. Советские годы отметились серьезными потерями — церкви разрушали, верующих репрессировали. В настоящее время постепенно идет возрождение — строятся храмы, несколько молитвенных зданий возвели в Бичуре, Новом Загане, Куйтуне, Тарбагатае и в Улан-Удэ.
"Все у них соответствовало одно другому: от дома до плуга, от шапки до сапога, от коня до овцы — все показывало довольство, порядок, трудолюбие", - писал о семейских декабрист Андрей Розен.
Исследователи культуры старообрядцев — все как один — отмечают культ чистоты как физической, так и духовной, присущий старообрядцам. В быту, в отношении к пище и домашней утвари, в отношении к внешнему облику и в общении с людьми — во всем соблюдался порядок. Поэтому существовал запрет на общение с иноверцами. И до сих пор, говоря о семейских, жители Бурятии часто отмечают их обычай выбрасывать посуду, если из нее пил или ел посторонний. По мнению некоторых исследователей, это было обусловлено гигиеническими мерами.
- Посуду, из которой ел чужой, могли потом выбросить. А вдруг он заразный? Раньше же всякие эпидемии были. Можно сказать, что староверы придумали одноразовую посуду, - шутит Сергей Петров. - Может поэтому и были большие семьи, и прирост населения среди семейских был выше, чем у всех. Но то, что наши не давали личную посуду другим, тут причина духовного плана. У каждого в доме был свой стакан, своя тарелка. Считалось, что через чужую посуду можно передать чужие грехи, дурные мысли. С гигиенической точки зрения тоже это хорошо.
Семейские уделяли большое внимание чистоте жилища, усадьбы. Избы снаружи и внутри красили краской — и полы, и стены, и потолки. Так проще было следить за чистотой — их регулярно мыли.
Строго различалась посуда "чистая" и "поганая", "постная" и "скоромная". Запрещалось мыться в бане, стирать белье, производить уборку помещений по воскресеньям и праздничным дням. Будучи глубоко верующими, семейские строго соблюдали посты. Кроме того, им запрещалось есть конину.
Семейский мотив
Иные считают, что старообрядцы были люди "темные", безграмотные. Однако, по словам Сергея Петрова, ученые выяснили, что в дореволюционной России среди старообрядцев было много грамотных людей.
- Есть в МГУ доктор исторических наук Ирина Поздеева, она выяснила, что до революции старообрядцы были самые грамотные, - рассказывает Сергей Петров. - У нас были свои школы, церкви, где изучали старославянский язык, знаменное крюковое пение, историю, церковный устав. Потому что было необходимо петь и читать в церкви, были начетчики, клирошане, а для этого надо было знать грамоту. В селе было по три-четыре церкви. Некоторые пишут, не разобравшись, что старообрядцы в 1930-е годы не хотели детей отдавать в школы. Наоборот! Старообрядцы хотели создать школы, но только свои, а нам не дали. Создали советские, и детей не хотели туда отдавать, потому что в школах учили атеизму, что бога нет, души нет, безбожников воспитывали. А некоторые передергивают факты и говорят, что мы не хотели учиться. Поздеева провела анализ исторических фактов и оказалось, что старообрядцы были самые грамотные.
В Хоринском районе Бурятии есть село Хасурта. Семейские здесь создали свой хор, детей учат народным ремеслам, плетению лестовок, поясов. Петров говорит о том, что было бы неплохо распространить опыт жителей этой деревни на всю Бурятию.
- Раньше, до 1930-х годов, в каждом селе были старообрядческие школы, - сокрушается он.
В Бурятии есть несколько ансамблей семейской песни, один из них - "Янтари". Забайкальский семейский фольклорный хор создали в 1967 году. К 1970 году его коллектив составлял уже 72 участника. Сегодня в хоре более 20 человек, в основном, это люди пожилого возраста. За время работы коллектива у него сложился свой репертуар, в котором насчитывается почти 200 песен.
В настоящее время хором руководит Валентина Садовская.
- Самой старшей участнице хора 86 лет, но в коллективе все очень подвижные жизнерадостные, - рассказывает Валентина Михайловна. - У нас в составе 25 человек. На концерты выезжаемза свои деньги. Иногда комитет по культуре дает нам транспорт. Наши бабушки до того преданы искусству, что они со своей пенсии тратят на проезд, на концерты, костюмы.
Семейские в Бурятии, Фото с места события из других источников. Автор фото: Из архива семейского хора "Янтари"
Песни семейских не похожи на русские народные: мотивы у них другие, поют их по-другому, многие из них многоголосы.
- В каждой деревне даже песни поются по-разному. В одной семейской песне могут рассказать всю жизнь человека, - пояснила руководитель. - Русские песни покороче. Семейские чаще всего грустные протяжные. И песню, которую ты не знаешь, ее понять трудно из-за говора. Говор своеобразный. А пели о жизни, как в армию отправили, на войну, как работали. Много песен грустных, но и веселые есть. Семейские очень любят и частушки.
Старые традиционные песни трудно сейчас найти. Валентине приходится ездить по деревням, расспрашивать у бабушек и записывать песни на диктофон.
Герои, атаманы, банкиры и купцы
Семейские гордятся известными старообрядцами, среди которых - герой Отечественной войны 1812 года атаман Платов, меценаты и основатели Третьяковской галереи братья Третьяковы, банкиры Рябушинские, а также легендарный разведчик времен Великой Отечественной войны Кузнецов. А тем, что первый президент Бурятии Леонид Потапов является выходцем из старообрядческой семьи, семейские гордятся особенно.
- Даже Ломоносов был старообрядец, но этот факт замалчивают. Он учился на Выге у старообрядцев братьев Денисовых, происходивших из князей Мышецких. Большинство купцов были старообрядцы, Третьяковы, чья галерея — это тоже были старообрядцы. Станиславский тоже, его фамилия настоящая Алексеев, - отметил Петров. - Мэр Москвы Собянин тоже старообрядец, он в одном из интервью рассказал, что он из оренбургских казаков, и что его предки были старообрядцами. До расказачивания оренбургские казаки на 80% состояли из старообрядцев.
В Улан-Удэ тоже были известные купцы-старообрядцы. Семен Борисов был известен в Верхнеудинске. Там, где сейчас здание кинотеатра "Эрдэм" до "Курбатовского", были его торговые лавки. Один из своих домов Борисов подарил под Верхнеудинский детский приют.
- Борисов построил целое здание около арки рядом с кинотеатром "Прогресс". Благодаря Верхнеудинским купцам и мещанам, в 1874 году был открыт приют для детей. Здесь тоже оказали большое влияние старообрядцы-купцы, они помогали нищим, а сиротский дом был первый на всю Сибирь и Дальний Восток. Все купцы-старообрядцы занимались благотворительностью, потому что они понимали, что если бог богатство дает, то это обязывает их помогать нуждающимся, - рассказывает Сергей Петрович. - Еще были богатые купцы Потемкин, Заиграев. Но всех купцов в 1930-х годах в первую очередь расстреляли.
Принял веру — женись!
О том, как складывались взаимоотношения между старообрядцами и коренными жителями Бурятии, есть разные версии. Одни исследователи отмечают, что между старожилами в деревнях и пришлыми устанавливались не очень дружеские отношения. Г.М. Осокин в своих очерках "На границе Монголии" писал: "Сибиряк относится к семейскому в большинстве безразлично, или с некоторым недоверием, семейский же не скрывает своего полного неуважения, а также и презрения к сибиряку".
Есть историки, которые, напротив, говорят о дружбе между коренными сибиряками и старообрядцами. Отмечают даже, что без взаимодействия с коренными жителями переселенцам не удалось бы успешно адаптироваться в новых условиях, научиться вести хозяйство.
- Некоторые говорят, что семейские замкнутые. Никакие не замкнутые, - говорит Сергей Петров. - Даже в той же Хасурте создавали семьи с бурятами. Но для этого буряты крестились. Вот, например, где я жил, в Жириме, есть распространенная фамилия Мокровы. Я раскопал в архивах, что родоначальник - из крещеных бурят. Он просто женился на староверке и крестился. Если принял старую веру, то можно было жениться.
И все-таки браки с коренными не приветствовались у семейских. За такое родной отец мог даже выгнать из дома. Подобный случай описан в книге Евгении Белоглазовой "Черемуховый цвет" - бурятский парнишка, ставший сиротой и выросший в семейской деревне, решил жениться на девушке из семьи старообрядцев.
"Именно тогда, в этой деревне, почувствовал, навсегда понял Николай Цыренович, что цена человеку — его руки. Ничем бы он никогда не добился, чтобы хитрые, себе на уме, державшиеся особняком семейские мужики, называвшие бурят тварью, на равных беседовали с ним, если бы не ценили они его умения справиться с любым делом в кузнице, без которой в деревенском бытье не обойтись ни одной семье. И все же не был желанным женихом в глазах Дуняшиного отца...", - говорится в книге.
Подобная история случилась и с жительницей семейского села Большой Куналей Афимьей Сергеевной Сластиной. В 16 лет ее выдали замуж без ее согласия - не могла она пойти против воли отца.
- Я дружила совсем с другим парнем, Мишей звали его, - вспоминает Афимия Сергеевна. - И вот я как-то вечером собираюсь в клуб наш местный, а отец привел гостей. И мамка оставила меня дома ей помогать наладить на стол.
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Пыталась убедить отца не выдавать замуж, но не вышло. Уже через неделю сыграли свадьбу.
- Мы с ним и дрались, и ругались, три месяца так прожили. А потом... Что теперь сделаешь? А того Мишу я только раз видела. Не женился он, а потом спился. Молодым еще помер, - говорит Афимья Сергеевна. - Я, правда, пыталась уйти от Панфила. Пришла домой к родителям, а отец меня назад отправил, не взял обратно. 26 лет так прожили.
Афимия Сластина и ее муж (снимок из личного архива), Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Гроб без гвоздей и два перста
У семейских свой образ жизни, своя церковь. В отличие от новообрядцев у них все традиционно русское, и молитвы исконно православные. Даже обряд погребения у староверов сохранился из покон веков и отличается от созданного в XVII веке новообрядческой православной церковью.
- Хоронили раньше в домовине, гроб делался из цельного бревна, - рассказывает Сергей Петров. - И гроб делали без гвоздей. Грех гвозди забивать, потому что Исуса Христа когда распяли, гвозди забивали. Каждый человек себе гроб заготавливал сам, даже при жизни себе гробы делали. Я помню, дед приготовил два бревна - на себя и на бабушку. Но потом они сгнили, и он новые ездил выбирал. Потом довольный сказал, что эти-то бревна меня точно дождутся, - вспоминает Сергей Петрович.
Древлеправославные христиане и в наше время крестят так, как крестил Русь святой киевский князь Владимир - в воде в три погружения во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если этого не сделать, то человек не считается крещеным и не является христианином. Естественно, в Царство Небесное он не попадет. У некрещеного человека нет ангела хранителя и он подвержен бесовскому влиянию, считают староверы.
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Серьезным отличием семейских от никониан является и то, что старообрядцы крестились двумя перстами, а православные - тремя. У семейских подняты вверх указательный и средний палец, символизируя Христа в обличии Бога и человека, а сложенные три пальца – большой, безымянный и мизинец - обозначают Святую троицу. У православных наоборот.
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
По словам Сергея Петрова, старая православная вера и Святая Русь держались на трех столпах — купечество, казачество и крестьянство.
- Почему сейчас медленно идет возрождении старой православной веры? Потому что после
Октябрьского переворота в 1917 году купечество было уничтожено сразу, казаков расказачили, можно сказать подвергли геноциду, а у крестьян все отобрали и превратили в рабов-колхозников. По этой же причине сейчас в стране большие проблемы в экономике, не говоря уже о сельском хозяйстве, - считает писатель.
Обычаи и устои древлеправославных христиан в корне отличаются от православных нового обряда. Сергей Петров считает, что истинно православной является как раз таки старая православная вера, так как она от старых канонов ни на шаг не отступила.
- Тут дело не просто в двух перстах и даже не в религиозных обрядах, как преподносят никониане, - размышляет Сергей Петров. - Дело в том, что веру полностью поменяли. В церковный Устав и в богослужебные книги внесли больше тысячи изменений при расколопатриархе Никоне. И стала вера не православная. В первую очередь, отменили соборность. Соборность — это выборность снизу доверху и отчетность сверху донизу. Все решает община. Люди собираются и выбирают, кто достоин быть священнослужителем. У староверов если народ решает, что выбранный человек не справляется, то его снимают с должности, могут даже митрополита снять.
В некоторых семьях старообрядцев до сих пор хранятся старинные книги — канонники. Есть такая и у жительницы села Большой Куналей Евдокии Васильевой. Книга весом более 10 кг досталась ей от деда ее мужа, который был уставщиком. Попов семейские не признавали, и молитву в церкви вел уставщик.
На старой книге от руки написана дата — 1911 год. Какого года эта книга на самом деле, не знает даже ее владелица.
Церковная книга - канонник 1911 год, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Что запретно, то грешно
Будучи приверженцами старой православной веры, семейские чтили и соблюдали заповеди, старались следовать учениям, в которых содержались запреты, регулирующие поведение в обществе и взаимоотношения людей. Запрет у семейских выражался словом "грех".
Большим грехом считали старообрядцы табакокурение. Говорят, когда-то среди них вовсе не было курящих. Заядлых курильщиков семейские презрительно называли "трубками" и "табашниками". Считается, что в XIX веке молодежь со службы в армии и после работы на приисках стала приносить домой в родные деревни эту вредную привычку. Семейские пытались с ней бороться, но за годы советской власти она стала распространяться очень быстро.
Еще один грех — пьянство. Семейские до революции не злоупотребляли алкоголем, молодым пить запрещалось. На свадьбах обходились четвертью водки, женщины не пили вообще либо только пригубляли вино. На поминках спиртное также запрещалось.
Уклад жизни семейских был таков, что и семейная жизнь и отношения между мужчинами и женщинами строго регулировались. Вступление в половые отношения до брака строжайше запрещалось, и до недавнего времени этот запрет действовал. Девушка, нарушившая запрет, подвергалась публичному уничижению — о грехе свидетельствовали измазанные дегтем ворота.
Запрещались браки с представителями других религиозных направлений, а также с иноверцами. Ныне этот запрет нередко нарушается, хотя отношения семейских к таким бракам в целом отрицательное. Запрещались и разводы, которые также считались грехом.
- Раньше девушки должны были хранить невинность до самого замужества. А если нет, то он (муж - ред.) выгонял ее сразу же в первую ночь домой к родителям, - рассказывает Афимья Сергеевна. - Потом уже вся деревня знала, а на завтра ей вымажут ворота дегтем, этот же деготь не соскоблишь и не смоешь. Позор такой был. Если девушка рожала в девках, позор был большой для семьи и родителей. Ее потом замуж могли только с другой деревни взять, и то от безысходности.
Наряду с такими жесткими запретами существовало такое явление как "снохачество", когда глава большой крестьянской семьи состоит в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына. Эта практика получила особое распространение в XVII-XIX веках, сперва в связи с призывом молодых крестьян в рекруты, а затем и в связи с отходничеством, когда молодежь уходила работать в города и оставляла жен дома в деревне.
Церковь осуждала это явление, оно считалось по греховности в одном ряду с кровосмешением.
- У нас такой случай был, - рассказывает Афимья. - Парень жил в Десятниково, женился, а детей у них не было. А жена потом от свекра родила. Все знали про это. Семейские очень чтили родителей. Что отец скажет, то и делали. Женились, и в одном доме по две-три невестки жили. А потом уже им со временем отдельно дома строили.
Женщина вспоминает голодные годы, когда маленькие дети работали наравне со взрослыми.
- Отец мой Сергей Абрамович Сучков 1900 года рождения был, а его отец погиб, а мать вышла замуж за другого. Мою мать Евдокией Петровной звали. У нас торговали евреи, и взяли отца подсобным рабочим, даже выучили грамоте. А в войну он обучал в деревне девок тракторному делу, мужчины же все ушли на фронт. Зиму учил их грамоте, а весной работал в тракторной бригаде. Голодовали мы тогда, были засушливые года. Я как сейчас помню - мамка мне рукавичку сшила, чтоб я траву с ними полола на посевах. Она брала меня с собой, до обеда я с ними работаю, а в обед она меня покормит, болтушку какую-то готовила, а потом я спала там же. Мы хоть и с отцом жили, а все равно голодали. Засуха такая была — ни картошка не уродилась, ни хлеб.
Афимья Сергеевна закончила девять классов. Сначала свинаркой работала, а потом с мужем чабанила. Родилось в их семье четверо детей.
- Потом уже некогда было думать о том, правильно ли судьба сложилась, - вздыхает женщина.
Рубаха из атласа, бусы из янтаря
Выкрашенные в яркие цвета высокие избы с резными ставнями и наличниками — село Большой Куналей словно музей под открытым небом. Здесь все друг друга знают, и любая новость облетает село мгновенно: кто приехал, кто уехал, у кого что произошло.
с. Большой Куналей, Тарбагатайский район, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Точно также облетела село и весть о том, что приехали сюда журналисты.
Одна из главных достопримечательностей семейского села, куда и повезли корреспондентов ИА UlanMedia, — местный музей.
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
В доме, где работает музей, когда-то жил руководитель Большекуналейского семейского хора Александр Рыжаков. Музей здесь основали его дети.
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Традиционная семейская изба — выкрашенные стены, потолки и полы, идеальная чистота. На полу, на стульях — разноцветные вязаные коврики. В дальнем левом углу, как водится, - иконы.
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Сотрудницы музея встречают гостей в традиционной одежде семейских женщин: яркого цвета рубаха, сверху - прямой и косоклинный сарафан, затем пояс, запон (фартук), а также кичка — головной убор. Бусы из янтаря — непременный атрибут женского наряда. Эти украшения семейские женщины везли с собой в Сибирь в годы гонений, передавали из поколения в поколение. Считается, что янтарь обладает целебными свойствами, избавляет от головной боли, улучшает самочувствие, помогает справиться с болезнями щитовидной железы.
Возможно, предпочтение, которое семейские женщины отдавали янтарным бусам заключается в том, что просто этот камень красивого, золотистого цвета, а старообрядцы любят наряжаться и украшать себя. Особенно ярко это проявляется в праздничном костюме, сшитом из дорогих цветастых тканей: атласа, кашемира, бурсы, канфы, шелка, плиса.
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Корреспондент ИА UlanMedia примерил на себя женский наряд: яркий фиолетовый сарафан, янтарные бусы, кичка, которую не удобно было одевать, если ты никогда этого не делал, то вряд ли получится завязать ее с первого раза.
Традиционный женский костюм бытует у старообрядцев и сегодня. Облачившись в такие наряды, семейские ходят друг к другу в гости, отмечают праздники.
Семейские в Бурятии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Говоря о традиционной кухне семейских, жители Бурятии, знакомые с культурой старообрядцев, сразу вспоминают пироги с зеленым луком и с черемухой. Эта ягода росла почти в каждом дворе, черемуху собирали, перемалывали, сушили, а зимой пекли пироги.
Готовят семейские шти — щи, которые томятся в печке. На поминки и похороны готовили оладьи с заварной халвой или заварным арахисом, который мелко перемалывался, а потом его заваривали кипятком. Вообще, семейская кухня состоит из блюд, которые можно приготовить из того, что растет в огороде.
Передать драгоценное наследие
Время идет, меняются условия жизни, и эти изменения не могут не сказываться на культуре и образе жизни народов. Так и семейские — каждый период времени вносит новое.
- Поколение исчезает, а молодежь по-семейски петь не хочет, им не интересно, не весело. Но сохраняем, стараемся больше записывать, - сокрушается Валентина Садовская.
Вся трудность в том, что передать это драгоценное наследие некому. Песни могут забыться и никто уже их не вспомнит. Сейчас, пока живы эти бабушки, есть возможность сохранить культуру старообрядцев с их необычайными песнями и яркими костюмами.
Сергей Петров считает, что хоть и медленно, но у семейских в Бурятии возрождается древлеправославие. Уже сегодня действуют более 20 старообрядческих общин, восстановили и построили около 10 древлеправославных храмов. Не так давно в Улан-Удэ открылся кафедральный собор Сибирской епархии Русской Древлеправославной Церкви, который освятил древлеправославный патриах Московский и всея Руси Александр. Епископ Сибирский Сергий и старообрядческое священство проводит работу по возрождению старой православной веры в Бурятии.
- Двери старообрядческих храмов открыты для всех - каждый может получить духовную поддержку, - говорит Петров. - Патриарх российской науки академик Дмитрий Лихачев, которому старообрядчество было близко по крови и по духу, по этому поводу сказал "Мы не выживем физически, если погибнем духовно".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Поисками местного этнобренда в очередной раз озадачились в Бурятии
Грантовая помощь между конфессиями распределяется несправедливо - старообрядцы Бурятии