Три уголовных дела по фактам убийства при самообороне были закрыты в 2015 году по информации следственного управления Следственного комитета России по республике Бурятия. Об этом заявил руководитель отдела процессуального контроля СУ СКР по РБ Борис Борошноев 20 января на пресс-конференции. Также выступавшие должностные лица пояснили правоприменительную практику по самообороне и опровергли расхожие "черные мифы", сообщает ИА UlanMedia.
— Не менее трех дел по фактам убийства у нас прекращено в связи с установлением признаков необходимой обороны. Такие дела нами расследуются, и в случае установления необходимой обороны принимается решение о прекращении. Если имеется нападение, лицо имеет право защищаться соразмерно интенсивности и характеру агрессии. Если имеется гражданское оружие и вашей жизни и здоровью угрожает опасность, вы вправе защищаться любыми доступными способами, — заявил Борис Борошноев.
Однако он отметил, что если оборона не соответствует опасности нападения, она подпадает под статью 108 "Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление".
Руководитель СУ СКР по РБ Вячеслав Сухоруков подчеркнул, что в неясных ситуациях проводится ситуационная экспертиза, учитывающая все имеющиеся данные и показания.
Напомним, что в России (особенно среди владельцев гражданского оружия) существует распространенное мнение о негласной традиции правоприменительной практики следственных органов, когда за убийство или телесные повреждения, нанесенные при самообороне от преступника, гражданина стремятся осудить как за совершение умышленного преступления. По мнению сторонников данного убеждения, эту традицию некогда породило стремление сотрудников правоохранительных структур всеми способами повышать статистику раскрываемости. Но руководители СУ СКР по РБ решительно отрицают такого рода предположения.
— Полностью не согласен с такой постановкой вопроса. Ни в коем случае правоохранительными органами и конкретно Следственным комитетом не применяются никакие меры, направленные на привлечение к ответственности невиновных. Это основной показатель нашей деятельности. Во всех фактах, когда имеет место конфликт между двумя лицами и объективных сведений о развитии преступной ситуации у нас нет, детально изучаются личности нападавшего и потерпевшего, улики, назначается медико-криминалистическая экспертиза, объясняющая механизм образования телесных повреждений и следов крови. Только на основании изучения комплекса всех обстоятельств следователь приходит к выводу, имело ли место умышленное убийство, замаскированное под самооборону, либо действительно имела место правомерная защита, которая, к сожалению, в ряде случаев приводит к смерти нападавшего. Никаких ситуаций, когда мы искусственно увеличиваем показатели, нет, — заявил руководитель отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РБ Владимир Люкшин.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
В потасовке мэра Улан-Удэ с московскими журналистами нет состава преступления
18-летний профессиональный спортсмен в Бурятии убил мужчину одним ударом кулака
Открылись новые подробности трагедии в Тункинском районе Бурятии