Избиратели Улан-Удэ через пять лет спросят с депутатов горсовета, за что они голосовали на выборах в сентябре 2014 года — об этом заявил депутат городского парламента Алексей Хандархаев. На его взгляд, большая проблема заключается в том, что у столицы Бурятии нет стратегии развития города, и непонятно, в каком направлении будет двигаться город, чего ждать его жителям через пять лет, какие будут результаты. "Никто ведь не сказал, куда мы идем, как мы пойдем", - сказал Алексей Хандархаев в интервью корр. ИА UlanMedia.
- Алексей Сергеевич, какую оценку вы бы дали нынешнему составу горсовета Улан-Удэ?
- Нынешний состав Горсовета значительно обновился. Пришли новые люди, появилось много самовыдвиженцев. Я еще до выборов говорил, что городской Совет должен быть многопартийным, пусть будут независимые депутаты. Так и получилось. И не надо тут ничего драматизировать. Это ведь, по сути, система общественного контроля и своеобразный "фильтр" при принятии решений. Что в настоящее время на практике и происходит. Каким бы ни был разношерстным горсовет при нормальном, сильном и авторитетном мэре все депутаты будут вовлечены в совместную дружную и конструктивную работу. И принимать будут правильные решения.
К сожалению, нередко еще раздаются всякие страшилки от политиков местного розлива о реваншистах, об оппозиции, чуть ли не об оранжевых технологиях. Это полная чушь и спекуляция. Всем известно, откуда это исходит. Так вот, кто больше всех кричит об оппозиции, он ее еще живьем не видел и не знает, что это такое.
На выборах мэра была не оппозиция - это была альтернатива. Альтернатива в путях развития города, решения городских проблем, развитии форм и методов работы.
Надо отметить, что нынешний состав горсовета значительно сильнее предыдущего и квалифицированнее. Надеюсь, что со временем депутаты будут более самостоятельны. Да, случается, что решения на сессии принимаются не просто. В ходе серьезных обсуждений. Но заметьте, все происходит конструктивно, по делу и без политиканства.
- На сессиях часто можно заметить, что мэр одергивает депутатов ссылаясь на регламент, что вы на это скажете?
- Конечно же, на сессиях должен быть порядок. Но мне не нравится, когда некоторых депутатов не просто одергивают, а затыкают им рот, ссылаясь на регламент. Что делать, значит надо менять регламент. Это живой документ и в интересах дела никто не запрещает его пересмотреть.
Горсовет — это место для дискуссий. А тут - извините, вы два вопроса задали, хватит. А может депутат что-то дельное хочет сказать или предложить?
- Что вам дало участие в выборах?
- Что мне дали выборы? Выборы многое изменили, изменились мы сами. Выборы показали, кто есть кто на самом деле. Пройти такие тяжелые выборы, преодолевая административный ресурс, суды – это колоссальный опыт. Многое видится теперь по-другому. Если бы меня спросили, прошел бы я этот сложный путь заново, то я бы сказал — обязательно повторил бы. Никто же не верил, что я выстою против такого административного ресурса. Сегодня незнакомые люди ко мне подходят, спрашивают как у меня дела, поддерживают после выборов. Это лучшая оценка. Жизнь продолжается, посмотрим.
- Для некоторых руководителей уход с должности становится личной трагедией.
- Вообще из власти надо уходить достойно. Для некоторых власть оказалась настолько сладкой штукой, что они до последнего цепляются за нее. Любое пребывание на руководящей должности — это временное явление. И если понимаешь, что ресурсы и возможности уже исчерпаны или антирейтинг зашкаливает, надо уходить. Из власти лучше уйти на день раньше, чем на час позже.
- Ваши прогнозы на дальнейшее развитие города. Чего нам ждать?
- Положение дел в городе очень сложное. Но сегодняшняя ситуация, с одной стороны, это возможность. Кризис дает возможность, как говорится, стряхнуть лишнюю пыль, оптимизировать структуру, заточить ее под конкретные задачи, четко определить приоритеты в работе. Администрация города, ее структурные подразделения сегодня должны быть максимально мобильны и оперативны. Я не вижу этого. Что дальше? Прорывов точно не будет.
Сами посудите, после выборов прошло более четырех месяцев. Мы уже вошли в тяжелый экономический кризис, дефицит городского бюджета огромный, и вовсе не 300 млн рублей, как это было озвучено на сессии.
Но никто до сих пор в городе не рассмотрел текущую социально-экономическую ситуацию в условиях кризиса, не наметил антикризисные меры. Надо было давно осуществить достаточно точную и глубокую диагностику экономики города, ее отраслей и предприятий – это позволило бы разработать стратегию антикризисного управления.
Такие стратегические отрасли для города как Байкальские коммунальные системы, Водоканал и Улан-Удэ - Энерго находятся в предбанкротном состоянии и на грани остановки операционной деятельности, а конкретных шагов по финансовому оздоровлению и возврату их в муниципальную собственность не предпринимается.
В условиях продолжающегося кризиса в течение 2015 года многие предприятия, особенно малого и среднего бизнеса, просто обанкротятся — очень высока их закредитованность. Все эти проблемы потом потянут за собой социальные проблемы. Уже сейчас надо прогнозировать и моделировать будущую ситуацию и предпринимать необходимые меры, чтобы минимизировать последствия – это и есть задача городских властей. Пока очевидно, что городская администрация оказалась просто не готовой к новым экономическим вызовам.
- У города есть концепция или стратегия развития? Куда и как мы будем двигаться?
- Хороший вопрос. Многие чиновники до сих пор путаются в понятийном аппарате – не делая различий между стратегией и долгосрочном планировании. Городу нужна стратегия развития. Она и должна определить в дальнейшем план или программу развития Улан-Удэ. Стратегия как раз и предполагает перераспределение и концентрацию ресурсов на главных и приоритетных направлениях, а не размазывание их тонким слоем по всем направлениям. И к стратегии надо относиться как к набору ключевых и основных решений по наиболее важным и перспективным вопросам развития города, а не рассматривать ее в качестве классического "плана действий на долгосрочную перспективу".
Например: если при традиционных видах планирования вектор планирования направлен от настоящего к будущему, то при стратегическом планировании от будущего к настоящему. Ведь зачастую планируемые, желанные цели при долгосрочном планировании не сходятся с конечным результатом. В этом и состоит вся трудность для многих муниципальных чиновников. Как планировать от "базы" научились, а вот как работать и планировать, основываясь на представлениях о будущем города, знают немногие.
- Мэрия заявляет, что у города есть резервы для пополнения доходной части бюджета в 2015 году...
- На чем держится экономика города? Налоги — это понятно. Земля, имущество? Ни того, ни другого нет. Какие резервы? Нет резервов. Городу нужно научиться зарабатывать деньги. Это и есть главный пока резерв. И еще. Необходимо привлекать инвестиции. Не привлекать даже, а "на себе затаскивать" их в город. Инвестор, конечно, просто так не придет. Надо создавать условия, чтобы потенциальному инвестору было выгодно работать в городе и республике.
Для того, чтобы доходы местного бюджета увеличивались, надо реально помогать предприятиям города. Как по-другому? К сожалению, до сих пор у города нет выстроенных отношений с субъектами хозяйствования на территории Улан-Удэ, и целыми отраслями. Особенно с теми предприятиями, от которых зависит судьба города.
Бизнес в Улан-Удэ долгие годы воспринимался как "дойная корова", но не как элемент экономики.
Нужны меры муниципальной поддержки, особенно в отношении малого и среднего бизнеса. Это даст толчок развитию города.
- Вообще, система сити-менеджера прижилась в Улан-Удэ и оказалась ли она, на ваш взгляд, эффективной?
- Я изначально против этой модели. Где логика — главу республики в 2017 году будем избирать напрямую, всенародно, а мэра — из состава депутатов? Когда мэра избирают всенародно, он потом действительно себя чувствует мэром и работать будет уверенно, чувствуя поддержку населения. Говорят, у нас положительный опыт работы этой модели. Да нет никакого опыта. Что, примера с Пронькиновым мало? Человек ничем не запомнился, так и ушел в небытие.
Когда мы что-то хотим сделать в масштабах города, вообще-то, надо горожан спрашивать. Устав города взяли и поменяли, а народ спросили?
Многие, наверное, забыли, кто нас нанял на работу. Люди нас наняли на работу, и они должны иметь право выбора. Я считаю, что необходимо вернуть прямые выборы мэра.
- Кто бы мог претендовать на должность сити-менеджера?
- Надо исходить из цели. Для чего человек хочет стать сити - менеджером? Многие сейчас рвутся в начальники, трезво не соизмеряя свои возможности. Ведь элементарно может не хватить сил, знаний и опыта. Должность иногда получить легко, удержать сложно.
Конечно, это должен быть человек компетентный и авторитетный. И его личный авторитет должен сочетаться с авторитетом должности. Будущий руководитель администрации должен хорошо знать город, городское хозяйство, разбираться в экономике города, владеть кадровым потенциалом. Будущий сити-менеджер должен собрать вокруг себя работоспособную команду единомышленников, сам подобрать себе замов, а не тех, кого ему "назначат". Ведь по большому счету, в конечном итоге спрос будет только с него. В одиночку, даже очень подготовленный сити-менеджер просто не справится с поставленными задачами. Нужна команда. Нужно отбросить все личное и лишнее и собрать вокруг себя действительно профессионалов, а не тех, кто тебе удобен. На сегодня ситуация в городе такова, что будущий сити-менеджер должен настраиваться, как говорится, на 24-часовую работу. Надо не просто работать, а жить этой работой. Тогда, наверное, что-то получится.
В сегодняшней ситуации городу нужен действительно антикризисный сити-менеджер, решительный, волевой и оперативный руководитель. Его должны знать на всех уровнях управления.
И претендовать на эту должность должен человек, которому доверяет и которого будет поддерживать глава республики. Ведь на кону судьба города в это непростое время. И без прямой поддержки главы, нашего правительства и Народного Хурала в ситуации, в которой оказался город, никакой руководитель администрации города со своими задачами не справится. Тут не должно быть личных амбиций.
Из тех, кто есть, наверное, более всего подходят многоопытные Зандра Сангадиев и Александр Аюшеев. Можно было посмотреть на Евгения Горюнова, он в свое время работал председателем комитета городского хозяйства. Не ошибусь, если скажу, что это уже готовый руководитель администрации города. Больше особо никого и нет.
У нас, к сожалению, до сих пор нет системы в подготовке и воспитании кадров. Кадры на выдвижение надо готовить заранее. А мы сейчас перебираем из того что есть. Это вопрос не одного года. Ведь опыт не приобретешь раньше времени. Он приобретается с годами. А вопрос воспитания кадров – это вообще отдельная тема. У нас сегодня, к сожалению, утерян опыт профессиональной подготовки и воспитания кадров. И бумаги с кадровым резервом остаются всего лишь бумагами.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Конкурс на замещение должности главы администрации Улан-Удэ объявили на сессии горсовета
Новый сити-менеджер Улан-Удэ должен быть независимым от мэра и горсовета - эксперты
Увольнять заместителей без согласия горсовета сможет сити-менеджер в Улан-Удэ
Александр Голков поделится в Иркутске опытом работы института сити-менеджера в Улан-Удэ
Сити-менеджер Улан-Удэ Пронькинов вновь в "хвосте" рейтинга мэров столиц регионов РФ