Власть в Бурятии, во всяком случае старается – так прокомментировал известный политолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев позицию главы Бурятии в "кремлевском" рейтинге губернаторов, опубликованным izvestia.ru. Вячеслав Наговицын попал "между небом и землей": глава региона разделил 40-43 места с еще тремя губернаторами – с результатом в 66 баллом он замыкает список "высокого рейтинга". Об этом сообщает ИА UlanMedia со ссылкой на izvestia.ru.
Группа экспертов во главе с главой Фонда развития гражданского общества Константином Костиным подготовила первый интегральный рейтинг губернаторов. Работу глав регионов оценивали исходя из показателей экономического положения субъекта, оценки федеральными и региональными СМИ деятельности руководителя региона, мнения экспертного сообщества, по результатам социологических исследований. Учитывались также данные о соотношении денежных доходов и расходов населения (подробнее "Методика составления рейтинга"). К работе над рейтингом были привлечены Фонд "Общественное мнение", Федеральная служба государственной статистики, а также Национальная служба мониторинга. Глав регионов распределили по четырем группам — "очень высокий рейтинг", "высокий рейтинг", "средний рейтинг", "рейтинг ниже среднего".
В вторую по результатам группу "высокий рейтинг" вместе в Вячеславом Наговицыным вошли двадцать губернаторов, набравших от 75 до 65 баллов. Некоторым из них хватило совсем немного для того, чтобы занять место в "высшей лиге". Вторую группу открывает губернатор Амурской области Олег Кожемяко (75 баллов, 24-е место). Главы Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и Республики Башкортостан Рустэм Хамитов идут вровень, занимая 30-е и 31-е места, набрав по 71 баллу. Губернатор Псковской области Александр Турчак, в 2013 году избавившийся от недвижимости в Ницце, заработал 70 баллов, так же, как и главы Якутии и Иркутской области (32, 33, 34-е места).
Глава Бурятии Вячеслав Наговицын разделил последнее место (позиция 40-43) с губернаторами Тамбовской области Олегом Бетиным, Ленинградской области Александром Дрозденко и Ульяновской области Сергеем Морозовым.
В группу самых эффективных вошли 23 губернатора, это те, кто набрал свыше 75 баллов. Возглавляет список глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин — 95 баллов. За ним идет руководитель Калужской области Анатолий Артамонов — 93 балла.
Первое место Кобылкина во многом объясняется высокими экономическими показателями региона. Кроме того, прорыву главы ЯНАО способствовали прогресс в реализации проекта "Северный широтный ход", формирование инфраструктуры проекта "Ямал СПГ", а также высокие оценки перспектив международного морского порта Сабетта, важность которого отмечал президент России Владимир Путин.
Мэр Москвы Сергей Собянин занял шестую строчку с оценкой в 88 баллов.
Высокий показатель при том, что регион пока дотационный, продемонстрировал и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, который уступил Собянину всего три балла. Кадыров расположился на 8-м месте с 85 баллами. Замыкают десятку лучших с равными позициями губернаторы Магаданской и Тюменской областей (у всех по 84 балла).
Высокую эффективность, но уже в двадцатке лучших показали руководители Хабаровского края, Республики Коми и Краснодарского края. Московская, Владимирская и Нижегородская области делят между собой 13, 14 и 15-ю строчки — главы этих регионов получили по 81 баллу.
Главе Подмосковья Андрею Воробьеву достался проблемный регион как в социально-экономическом, так и в политическом плане. Муниципальные элиты области более автономны и независимы по сравнению с другими регионами, в области процветала коррупция. В первый год своего руководства Воробьев совершил ряд отставок, начал борьбу с засильем нелегальных мигрантов, а также начал решать проблему дефицита областного бюджета. Судя по результатам рейтинга, ему это удалось.
Следует отметить и Дагестан — глава республики Рамазан Абдулатипов занял 19-е место с 78 баллами. Замыкают группу лидеров по эффективности руководитель Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова (77 баллов, 21-е место) и главы Камчатского края и Карачаево-Черкесской Республики (по 76 баллов, 22-е и 23-е места).
В третью группу со "средним рейтингом" (65–50 баллов) входят 26 губернаторов. Здесь все руководители регионов, которые представляют или ранее представляли оппозицию: представитель "Справедливой России" Константин Ильковский (глава Забайкальского края) — 61 балл, 49-е место, член ЛДПР Алексей Островский (Смоленская область) — 56 баллов, 61-е место, а также экс-лидер СПС Никита Белых (Кировская область) — 53 балла, 64-е место.
Сергей Боженов, глава Волгоградской области, которую в преддверии Нового года потрясли теракты, делит со своим коллегой из Астраханской области Александром Жилкиным 68–69 строчку (51 балл).
А вот самые низкие показатели, в рейтинге именуются как "ниже среднего" (от 50 баллов и ниже), получили 12 руководителей регионов. Открывает список с 70-го места глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров — 50 баллов. За ним, на 71-м месте с 49 баллами, идет губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, которого недавно ограбили на собственной вилле во Франции. Вероятно, что Кузнецову был данным происшествием причинен не только имущественный урон в 200 тыс. евро, но и репутационный. Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов отказался комментировать свое место в рейтинге.
Глава Пермского края Виктор Басаргин, который ушел на эту должность с поста министра регионального развития, казалось, при своем опыте должен был вывести регион на высокие места, но в рейтинге он занимает лишь 72-ю строчку — 47 баллов. У губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина показатели еще ниже — 43 балла, 76-е место.
Пятерку аутсайдеров, завершающих рейтинг, открывает глава Ярославской области Сергей Ястребов (42 балла, 77-е место). За ним идут главы Тверской области Андрей Шевелев (41 балл, 78-е место), Карелии Александр Худилайнен (40 баллов, 79-е место), Удмуртии Александр Волков (38 баллов, 80-е место). Замыкает рейтинг губернатор Курганской области Олег Богомолов (37 баллов, 81-е место).
Эксперты не стали включать в общий список двух бывших глав регионов, которые были отправлены в отставку накануне выпуска рейтинга. Так, ушедший 6 декабря 2013 года в отставку руководитель Кабардино-Балкарии Арсен Каноков набрал 44 балла — 75-е место. А вот у экс-главы Челябинской области Михаила Юревича результаты были неплохие — 79 баллов, 19-е место.
руководитель "Политической экспертной группы"
Автор фото: Фото со страницы Константина Калачева в соцсетях
Как известно, этот рейтинг многофакторный, но что касается мнения экспертов, то не они главный инструмент. Главный показатель - георейтинги Фонда общественного мнения (ФОМ), которые проводятся ежеквартально во всех регионах. В них оценивается ситуация в регионе, отношение к главе, оценка его работы, социальное самочувствие, проблематика и так далее. То есть в первую очередь оценка определяется данными социологов. У бурятского руководителя оценка по георейтингам достаточно высокая.
Конечно, есть губернаторы, у которых оценка выше. Но мы же рассматриваем еще и ситуацию в республике. Наследство Вячеславу Наговицыну досталось непростое. Понятно, что есть регионы ресурсообеспеченные, где работать проще. Есть регионы, где, как в Калужской области, например, продвигается тема опережающего развития, то есть реализуется стратегия лидерства. Причем там главе гораздо проще: он не вчера и не позавчера занялся превращением Калуги в русский Детройт.
С Бурятией все сложнее, я с республикой знаком, работал здесь в одной из предвыборных кампаний. Совершенно очевидно, что Бурятия не относится к числу регионов опережающего развития – причем в силу объективных причин. И это не вина главы республики.
Но есть проблема связанная, как мне кажется, с социальным самочувствием, которое может накладываться на оценку. В республике непростые внутриэлитные отношения, производной которых является сложная выборная кампания. Говорить о консолидации элиты сложно. Естественно, это заметно населению. Сейчас в Бурятии, например, непростая ситуация с пригородными перевозками - в Иркутске проехать на электричке значительно дешевле. Это все отражается на социальном самочувствии, которое является системным фактором, влияющим на рейтинг. По этим и другим обстоятельствам поставить губернатора на более высокое место не представляется возможным. Так что занимаемое место вполне почетное. Известно, что Фонд развития гражданского общества – организация прокремлевская. Соответственно, его оценки – это отражение президента, Кремля к главе того или иного региона. Следовательно, глава Бурятии на хорошем счету.
Что же касается возможности региона, понятно, что трудно Бурятию сравнивать, например, с Ямало-Ненецким автономным округом. По понятным причинам там уровень жизни выше, качество лучше. И с точки зрения бюджетной обеспеченности регион находится, может быть, в самой лучшей в стране ситуации. В Бурятии власть, во всяком случае, старается.
Если говорить о том, над чем есть смысл поработать - есть смысл поработать над отношением населения к главе региона. На самом деле, видимо, есть какие-то ресурсы роста, но могу сказать как практик: показатель социально-экономического развития региона и популярность губернатора не всегда коррелируются. Регион может быть не самым продвинутым с точки зрения социально-экономического развития, а глава при этом может быть очень популярным человеком. Но бывает и наоборот – глава непопулярный, а показатели социально-экономического развития растут. Наверное, с точки зрения реализации информационной политики еще есть что менять для того, чтобы социальное самочувствие даже при нынешних условиях росло. И соответственно отношение к главе региона чтобы тоже было лучше.
И в случае с Бурятией не надо забывать историю с переназначением главы, которое случилось прямо накануне вступления в силу закона о прямых выборах губернаторов. В вашем случае, как известно, решили не рисковать. И понятно, что у человека который прошел через выборы, другой уровень поддержки. Выше легитимность в глазах населения. Но это проблема тех людей в Москве, которые не сочли возможным рисковать. Так что позиция в этом рейтинге – хорошая, лучше быть, наверное, и не могло.