Этот театр похож на большую творческую фабрику — у станка трудятся балерины, в подвале сцены в поте лица отрабатывают программу музыканты оркестра, на вторую смену пошли оперные певцы. И это не считая мастеровых закулисья, которые создают магию сцены, декораций и костюмов. Как живет этот большой мир театра оперы и балета, UlanMedia рассказал директор Дмитрий Дылыков, который с недавних пор успевает проводить экскурсии по театру.
Д. Дылыков. Бурятский театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова
— Как вам новая роль гида?
— Сложно, потому что я не историк. Но прежде чем там пойти на это, ходил на экскурсию, слушал, читал, готовился к этому. Но это очень интересный полезный опыт. Есть возможность пообщаться с людьми и рассказать не только о истории нашего театра, о сегодняшней ситуации. Это еще и реклама нашим спектаклям. И люди приходят самобытные, с ними можно вступить в дискуссию и спросить не только впечатления, но и мнения.
В театре трудятся более 300 человек. Бурятский театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова
— Что удивляет посетителей, может быть, где-то в истории театра, в убранстве там, да, какие-то, есть какие-то факты, которые до сих пор удивляют?
— Вся архитектура театра, убранство очень сильно связаны с историей не только нашего театра, но и всей республики. Рассказывать можно долго. К примеру, 55 тысяч яиц было потрачено на плафон нашего театра. Здесь можно найти самолеты и поезда на нашем плафоне. Можно окунуться в историю и всей страны. Ведь свое время был закрашен наш барельеф, потом его перекрасили. Там вы найдете здесь серп и молот, Сталина, Дружбу народов.
Театр. Бурятский театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова
— Куда были последние гастроли? То есть, что интересно, как публика воспринимает?
— 84-й театральный сезон мы закрыли балетной труппой в Хабаровске, в Чите провели гастроли. Если в Читу мы ездим практически регулярно, то в Хабаровск это первый визит за последние несколько лет. Публика нас очень хорошо приняла. Все билеты были распроданы с сайта, люди сами пришли.
— А что везёте, кроме нашей, как сейчас в современном языке говорят, "фишки", то есть балета "Красавица Ангара"?
— "Лебединое озеро" и "Жизель". И в Чите мы ещё показали гала-концерт с участием солистов оперы. Стараемся добавлять спектакли те, которые еще не показывали.
— Насколько проще или сложнее может существовать классическому театру? Учитывая, что есть большая конкуренция среди классических театров оперы и балеты в нашей стране
— Конечно, есть высокие стандарты. Должен быть хороший оркестр, должна быть хорошая труппа, хорошие солисты и так далее. Но при этом каждый театр по-своему уникален.. И эта уникальность, она все-таки строится из своего репертуара. И плюс, конечно, мы бурятский театр. У нас есть национальный репертуар, у нас есть своя особенность голосов, своя природа, харизма, артистизм. Поэтому дома намного сложнее выступать, нежели где-то в другом месте
— Говоря о наших там чисто бурятских произведениях, что из этого вы показываете на конкурсах в Москве, в Петербурге? Кого из наших авторов привлекаете?
— В рамках столетия республики мы в течение трех лет создавали два произведения. Это Национальный балет, авторами которого стали хореограф Никита Дмитриевский, композитор Анастасия Дружинина и автор либретто Геннадий Башкуев. Оперу уже создавал Баир Дондоков, он же автор либретто и автор музыки. Режиссером выступил Олег Юмов, художник Даши Намдаков.
Бальжин-хатан. Бурятский театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова
— Просто дрим-тим, сборная звезд!
— Да, потому что всё-таки это грандиозная работа.. Не каждый год создаётся национальная опера или национальный балет.. Это огромная работа, проведённая в течение трёх лет.. Это работа композиторов, либреттистов, хореографов, режиссёров. Дай Бог, чтобы эти спектакли жили, как вот "Красавица на горах", которая не сходит со дня ее постановки. Также у нас очень удачный опыт работы по созданию рок-мюзикла "Бальжин хатан", где композитором стала Сарантуя Жалцанова–Дмитриева, а автор проекта и режиссер-постановщик — Олег Юмов. Это новая молодежная история.
— Говоря про молодежь, как вы анализируете публику? Кто чаще ходит — школьники, молодежь или работающие люди?
— Мы, конечно, анализируем, кто к нам приходит. В первую очередь, к нам приходят женщины. Большая часть это 40, 50 и так далее. Молодежь к нам пришла благодаря Пушкинской карте. Мы работаем со всеми школами, вузами, сузами на нашей территории. За прошлой год по Пушкинской карте театр посетили почти 15 тысяч человек. При этом за весь период сезона у нас порядка 100 тысяч человек зрителей.
Образ артиста. Бурятский театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова
— Помогает ли привлекать новую публику известные люди, такие как звезда бурятской эстрады Чингис Раднаев?
— Конечно, они приходят со своей публикой. И мы это тоже видим. Но мы сейчас больше говорим про своих артистов, чтобы они стали узнаваемы. Снимаем клипы, рассказываем о них, делаем интервью, какие-то вещи всё-таки про действующих артистов. В наш театр всегда ходили на имена, на больших артистов.. Все мы помним Лхасарана Линховоин, Кима Базарсадаева, потом Михаила Пирогова и Ариунбаатора. Сейчас у нас немного обновилась труппа театра, да, и сейчас вот мы говорим больше о молодых.
Опера. Бурятский театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова
— Как живет балетная труппа? Кого можно отметить?
— Сейчас очень хорошие ребята пришли с хореографического колледжа. Мы взяли четырёх артистов ребят, и плюс девочек. Молодежь приходит и через какое-то время дорастает до того, чтобы уже выходить в сольных партиях. Сейчас один из ярких молодых артистов балета — это Эльдар Ванданов, который сейчас будет выходить в основных партиях и солировать.
Балет. Бурятский театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова
— Раньше у вас выступали иностранные балерины — остались ли они?
— Японочки есть, но их чуть поменьше стало. В основном остались те, которые вышли замуж за наших бурятов. У них остались японские фамилии, они пока еще не имеют российского гражданства.
— Век балерины не долог — чем они занимаются после завершения карьеры?
— Кто-то идёт преподавать, кто-то остаётся в театре репетитором. К примеру, Вероника Миронова уже давно преподает в хореографическом колледже. Это становится ее второй профессией. А Лариса Башина, которая всю жизнь была артисткой балета, сейчас у нас в театре работает педагогом-репетитором.
— Как сейчас балеринам удается сохранять форму и осиную талию? Есть ли у них диетологи?
— На самом деле это у каждого индивидуально.. Потому что у кого-то есть расположенность, у кого-то проще с этим. Но так как это огромный физический труд, им легче держать вес.
В театр ходит интеллигенция. Бурятский театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова
— То есть после летнего отпуска сразу на весы?
— Ну, прям до такого, конечно, не доходит, но после летнего отпуска есть у них есть время набрать форму. Мы 1 августа выходим с отпуска, а 30 августа уже показываем первый балет. Даже в отпуск все артисты балета могут приходить и заниматься. А оперные могут и дома распеваться. У каждого артиста выписаны уроки, есть индивидуальный план работы, план репетиций.
Музыканты стали на вес золота. Бурятский театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова
— А вот говоря про оркестр, который часто остается в тени, откуда они берут кадры?
— Здесь уже, конечно, с оркестром всегда сложнее, потому что мы тут питаемся со всей страны. Мы практически все лето ведем переговоры по приглашению новых артистов в оркестр, потому что никому не секрет, у нас много приезжих артистов. Плюс, конечно же, целевая контрактная подготовка. В этом году у нас возвращается девушка, которая закончила консерваторию и вернется работать в театре.
— А вот по каким специальностям сложнее всего найти? Какого музыканта?
— Сейчас, наверное, любого. На самом деле, да. Потому что сейчас музыканты стали на вес золота. Потому что потребность во всей стране есть в каждом оркестре.
В. Рылов. Бурятский театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова
— То есть за хороших музыкантов театры буквально дерутся?
— Ну, можно так сказать. Это очень сложно найти там хорошего ударника или фаготиста или скрипача. Потому что, во-первых, у всех сейчас запросы есть определенные, заработная плата, проживание и так далее, а это становится все с каждым разом, с каждым годом все больше, дороже, сложнее.
Это мы должны обеспечить жильем, проездом и заработной платой.
— У нас же Байкал рядом, у нас вкусная бурятская кухня..
— Бывают разные случаи. Вот недавно приехал к нам работать человек, который привез обучать ребенка здесь, чтобы она стала в будущем артистом балета.
Театр - это настоящая фабрика. Бурятский театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова
— А сколько человек работает в театре?
— В театре у нас работают на сегодняшний день более трехсот восьмидесяти человек. Это одиннадцать разных подразделений, у каждого есть свой руководитель.
— То есть это большая, можно сказать, творческая фабрика?
— Практически, да. Плюс вся административно-управленческая часть, есть административно-хозяйственная часть, там есть замдиректора, есть главный инженер, которые отвечают за состояние здания, за тепло, за все, чтобы функционировало все здание театра. Есть административно-управленческая часть, это отделы кадров, бухгалтерии, бухгалтерии экономисты, юристы, бухгалтерия централизованная. Цехов в общем много здесь. Да, и плюс есть отдел по развитию театра, это отдел рекламы, маркетинга, цифрового развития, продажи билетов и есть отдел пресс-службы.