Боец СВО из Бурятии награжден двумя золотыми звездами Героя посмертно
11:30
На севере Бурятии потушили почти 31 тысячу гектаров леса
11:25
Улан-удэнец при маленькой дочери задушил жену, а после его тело нашли под окнами
11:00
В Улан-Удэ под окнами высотки, где горела квартира на 17 этаже, нашли труп
10:20
Не сидите дома: известный тренер рассказала,чем занять ребенка на каникулах
10:00
Ученый из Бурятии удостоен звания академика Российской академии наук
09:20
Вахта Победы: Завершён разгром гитлеровской Германии
07:30
В Бурятии сегодня до 21 градуса тепла
07:00
Вахта Победы: пионеров Ставрополья призывают на борьбу с сусликами
30 мая, 21:45
Объявивший голодовку совладелец ТГК-14 арестован
30 мая, 19:31
Монголо-Бурятская республика и Ленско-Байкальская область: Какой могла стать Бурятия
30 мая, 19:08
Леонид Потапов: фигура эпохи в контексте политической истории Республики Бурятия
30 мая, 19:00
Байдонов ключ: в Улан-Удэ благоустраивают уникальный природный источник
30 мая, 18:30
"Отстаивают интересы России": Матвиенко поздравила Бурятию с днём рождения
30 мая, 18:05
Спартакиада в Бурятии: госслужащие соревновались в 11 видах спорта
30 мая, 18:00

Директор аэропорта "Байкал": Миллион пассажиров в Бурятии надеемся выполнить к 2027 году

Куда, когда и как будут летать жители Бурятии
Площадь терминала составляет 6629 м², высота здания: 17 метров. Пропускная способность — 400 пассажиров/час, что на 60% больше прежнего терминала. UlanMedia (УланМедиа)
Площадь терминала составляет 6629 м², высота здания: 17 метров. Пропускная способность — 400 пассажиров/час, что на 60% больше прежнего терминала.
Фото: UlanMedia (УланМедиа)
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Жители Бурятии все чаще летают по стране — каждый год пассажиропоток в республике растёт двузначными цифрами. Немалую долю в скачок интереса к полётам внес новый современный терминал в Улан-Удэ. Спустя шесть месяцев после его открытия генеральный директор аэропорта "Байкал" Дмитрий Гармаев рассказал UlanMedia (УланМедиа), как сам каждое утро надевает "башмаки пассажира", когда из Бурятии можно будет улететь напрямую в Сочи и Санкт-Петербурге и как управлять авиационными предприятием в 400 человек. 

UlanMedia (УланМедиа)

Д. Гармаев. Фото: UlanMedia (УланМедиа)


— Есть ли какие-то традиции при вводе нового терминала, как на новоселье когда первым запускают кошку в квартиру?

— Признаюсь, мне не знакомы подобные традиции, однако в холдинге "Новапорт" существует замечательная практика: открытие каждого терминала превращается в настоящий праздник. В этом году холдинг вводит в эксплуатацию несколько новых аэровокзальных комплексов — от Барнаула до Мурманска, и каждое такое событие сопровождается торжественным мероприятием с участием не только представителей региональных властей, но и ветеранов отрасли.
Так, в аэропорту Байкал мы традиционно приглашаем ветеранов авиапредприятия, а также наших партнеров. Кроме того, в этом году впервые были установлены телетрапы, и мы организовали встречу рейсов с их использованием.

—А из того, что было спланировано, все ли уже сделали, включая привокзальную площадь терминала?

— Да, сделали практически все, за исключением благоустройства привокзальной площади. Прямо сейчас идут работы по озеленению в западной части. Думаю, до 30 мая должны закончить все работы. 

— Как жители Бурятии отреагировали на новый терминал. Есть ли вопросы или жалобы? Насколько оперативно удается взаимодействовать и что из этого потом претворяется в жизнь?

— Мы всегда уделяем большое значение обратной связи, стараемся всегда быть максимально оперативными. Мы понимаем, что мы в первую очередь работаем для пассажиров. У меня каждый день начинается с обхода аэровокзала — я иду, примерно так же, как идет пассажир, заглядываю туда, куда может заглянуть пассажир и стараюсь, как говорится, встать в "башмаки пассажира". У нас есть специализированный чат, в котором есть все службы аэропорта. Я в ежедневном режиме отправляю туда фотографии, видео того, что необходимо оперативно исправить. Также у нас в терминале есть такие таблички с QR-кодами, куда можно обратиться. В холдинге "Новапорт" есть специальная группа качества, которая отслеживает все вопросы пассажиров.

— Как новый терминал повлиял на работу? Как долго готовились к открытию? 

— Ввод нового терминала оказал значительное влияние, и я бы выделил два ключевых аспекта: техническую составляющую и уровень обслуживания пассажиров.
С технической точки зрения новый аэровокзал существенно превосходит старый — он оснащен современным оборудованием, которого ранее не было. Впервые в нашем аэропорту появились лифты, эскалаторы и телетрапы, что потребовало дополнительной подготовки персонала. Уже в ходе строительства мы начали обучение сотрудников — например, работе с телетрапами тренировались с июня. Сначала отрабатывали стыковку со стремянкой, и только затем перешли к взаимодействию с воздушными судами. Отдельно хотелось бы выразить благодарность коллегам из аэропорта Новосибирска за профессиональную поддержку и консультации.

— Как изменились планы по пассажиропотоку? 

— В этом году мы планируем гарантированно превысить отметку в 800 тысяч пассажиров, и я уверен в достижении этого показателя. По итогам 2024 года пассажиропоток составил 749 тысяч человек, тогда как на 2025 год мы прогнозируем 825 тысяч пассажиров. Таким образом, ожидается рост почти на 100 тысяч человек.

Основной драйвер роста — возвращение "Аэрофлота" на маршрут в Улан-Удэ после девятилетнего перерыва. Кроме того, мы наблюдаем положительную динамику на направлениях в Казань, Иркутск, Красноярск и Новосибирск. Совокупность этих факторов создает устойчивый положительный эффект, что позволяет мне с уверенностью говорить о выполнении плановых показателей по пассажиропотоку в текущем году.

— В истории авиации Бурятии не было миллионного пассажира. Насколько реально преодолеть этот порог в годовом пассажиропотоке?

— В 1990 году пассажиропоток в Бурятии составил 980 тысяч человек. При этом почти 380 тысяч приходилось на внутренние республиканские перевозки, остальное — межрегиональные перевозки. Важно отметить, что сегодня объем межрегиональных авиаперевозок уже превышает показатели того рекордного года. Это дает основания для оптимизма в вопросе достижения миллионного рубежа.

По итогам 2024 года в России осталось 30 аэропортов, чей пассажиропоток превысил планку 1 млн человек. Среди них — Москва (Шереметьево, Внуково, Домодедово), Санкт-Петербург (Пулково), Сочи, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Минводы, Калининград, Уфа, Красноярск, Иркутск. 

— А как сейчас обстоят дела с полетами по республике? 

— В настоящее время мы активно прорабатываем организацию регулярных рейсов по маршруту Улан-Удэ — Агинск. Необходимо отметить ответственный подход агинчан, где уже подготовлена соответствующая инфраструктура. Параллельно рассматривается возможность организации авиасообщения с Усть-Баргузином, Баунтом и Тункой. Однако реализация этих проектов сдерживается двумя ключевыми факторами: ограниченным парком малых воздушных судов и необходимостью модернизации посадочных площадок на указанных направлениях.

— Куда сегодня чаще всего летают жители Бурятии? 

— Основной объём пассажиропотока — 52% — приходится на московское направление. На данном маршруте работают авиакомпании "Аэрофлот" и S7. Авиакомпания S7 в летний период увеличивает частоту рейсов с двух до четырёх ежедневных. "Аэрофлот", начавший выполнение рейсов с одного рейса в сутки, с 12 июня по конец сентября планирует удвоить интенсивность полётов до двух рейсов ежедневно.

UlanMedia (УланМедиа)

Аэропорт "Байкал". Фото: UlanMedia (УланМедиа)

— Кроме столицы куда еще летают?

— Среди региональных направлений безусловным лидером остаётся Иркутск. Это традиционно востребованный маршрут, демонстрирующий стабильно высокую загрузку. Авиакомпания S7 выполняет ежедневные рейсы по данному направлению с постоянной стопроцентной загрузкой. Дополнительно перевозки осуществляет авиакомпания "ИрАэро" с частотой 3 рейса в неделю. Таким образом, общий объём перевозок на иркутском направлении составляет 10 рейсов еженедельно, при этом средний уровень загрузки рейсов приближается к максимальному.

— Как себя показывают новые направления?

— Среди новых маршрутов следует выделить направления в Барнаул, Кемерово, Новокузнецк и Екатеринбург, которые были открыты авиакомпанией "Ред Вингс". В настоящее время перевозчик активно развивает данные маршруты. Особые перспективы мы связываем с направлением в Екатеринбург, учитывая статус города как крупного транспортного узла. Этот маршрут демонстрирует наиболее значительный потенциал роста пассажиропотока.


— Когда вернутся прямые рейсы в Сочи и Санкт-Петербург? 

— В прошлом году авиакомпания iFly успешно выполняла прямые рейсы по маршруту Улан-Удэ — Сочи. Однако в текущем сезоне компания передала свой флот в мокрый лизинг другому перевозчику. Для данного направления критически важно наличие воздушных судов широкофюзеляжного типа. К сожалению, на данный момент нам не удалось найти альтернативного перевозчика, готового выполнять этот протяженный маршрут. Пассажирам доступны только стыковочные рейсы через Москву, Новосибирск, Красноярск и Екатеринбург.

Аналогичная ситуация сложилась и с направлением в Санкт-Петербург. Первоначально мы рассчитывали, что iFly, успешно зарекомендовавшая себя на сочинском направлении, расширит программу и откроет рейсы в Санкт-Петербург в 2025 году. Однако перераспределение авиапарка сделало невозможным реализацию этих планов.

— Какие из направлений появились в Бурятии благодаря госпрограммам?

— Инициатива по открытию новых маршрутов всегда исходит от авиакомпаний, которые анализируют потенциал направления и подают соответствующие заявки в Росавиацию. Ключевым условием для одобрения заявки является поддержка со стороны региона. Согласно действующему законодательству, приоритетность маршрутов определяется в том числе и степенью их региональной поддержки. Чем активнее регион участвует в программе, тем выше шансы на получение субсидий.

Хочу особо отметить роль Главы Республики Алексея Самбуевича Цыденова. Несмотря на то, что программа субсидирования действует с 2013 года, только в 2021 году впервые было запущено софинансирование авиаперевозок со стороны региона. Среди направлений, получивших поддержку республики Кызыл, Иркутск, Казань, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Южно-Сахалинск, Благовещенск.

Пресс-служба правительства Бурятии

Туристы все чаще прилетают в Бурятию. Фото: Пресс-служба правительства Бурятии

— Насколько активно жители Бурятии осваивают Дальний Восток? 

— Владивосток и Хабаровск остаются ключевыми направлениями в ДФО, выполняя роль основных транспортных узлов. В перспективе мы хотели бы выполнение ежедневных рейсов в один из этих городов по аналогии с иркутским направлением.

Однако следует учитывать специфику Дальнего Востока — значительные расстояния и низкую плотность населения. В текущих условиях наиболее эффективной доказала себя хабовая модель перевозок, которую успешно реализует авиакомпания "Аврора". Принцип работы этой модели прост: пассажиры из Улан-Удэ, Читы, Якутска и Благовещенска направляются во Владивосток или Хабаровск, где формируется общий рейс на другие дальневосточные направления, такие как Петропавловск-Камчатский.

Экономическая целесообразность таких рейсов очевидна. В то время как прямой рейс Улан-Удэ — Петропавловск-Камчатский может привлечь лишь 6-7 пассажиров, хабообразующий рейс из Хабаровска легко набирает 70 человек, что делает перевозку рентабельной при минимальной загрузке в 60%.

— Можно ли говорить о том, что пассажиропоток является отражением уровня развития экономики?

— Строгой прямой зависимости здесь не существует. Действительно, наибольший пассажиропоток традиционно фиксируется в крупных городах. Однако хочу особо отметить положительную динамику Бурятии. Наш регион демонстрирует стабильный рост пассажиропотока с ежегодным приростом порядка 100 тысяч человек. Такие двузначные темпы роста, которые мы наблюдаем в последние годы, безусловно свидетельствуют о развитии экономического потенциала республики.

UlanMedia (УланМедиа)

Старый терминал. Фото: UlanMedia (УланМедиа)

— Какие планы на старый терминал? 

— Старый терминал сохранит свою специализацию для обслуживания международных перевозок. Хотя в настоящее время регулярные пассажирские международные рейсы не выполняются, мы прилагаем все усилия для их возобновления. В терминале полностью сохранен и функционирует международный пункт пропуска площадью 3800 кв. м. В нем круглосуточно работают пограничный контроль, таможенная служба, фитоконтроль, Роспотребнадзор. В текущий момент пункт пропуска обслуживает только грузовые авиаперевозки в Китай. Однако инфраструктура полностью готова к оперативному возобновлению обслуживания международных пассажирских рейсов при их появлении.

Пресс-служба правительства Бурятии

Новые рейсы в Бурятии благодаря терминалу. Фото: Пресс-служба правительства Бурятии

— А от чего зависит открытие рейсов за границу — в ту же Монголию и Китай?

— Ключевым фактором является заинтересованность авиакомпаний. Мы активно ведём переговоры с российскими, китайскими и монгольскими перевозчиками, предлагая максимально выгодные условия сотрудничества.
В рамках стимулирования спроса на данных направлениях мы разработали специальную программу поддержки, включающую существенные скидки на аэропортовое обслуживание. Несмотря на наши усилия и заинтересованность в развитии этих направлений, достичь договорённостей с авиакомпаниями пока не удалось.

— Что касается грузовых рейсов, которые были спасением в ковидные времена, какую долю сейчас они составляют?

— В 2024 году грузовые авиаперевозки обеспечили 17% общей выручки аэропорта. Это значительный показатель, который мы оцениваем как весьма положительный результат. Особенно хочу отметить динамичное развитие грузовой программы в период с 2021 по 2024 год, когда данный сегмент демонстрировал исключительно высокие темпы роста. Хотя в текущем году мы наблюдаем некоторое снижение объемов грузовых перевозок, они продолжают оставаться важной составляющей нашей деятельности и вносят существенный вклад в экономику аэропорта.

— Вы регулярно публикаете вакансии. Кто сейчас приходит к вам в аэропорт, кого вы ищете, то есть может быть обучаете уже на месте? Где ищете кадры?

— Главный вызов для аэропорта "Байкал" на сегодняшний день — это кадровый вопрос. Мы сталкиваемся с острой нехваткой квалифицированных специалистов.
Как коммерческое предприятие, мы предлагаем конкурентоспособные рыночные условия труда. Однако нам приходится конкурировать за кадры с такими сферами, как вахтовая работа, дорожное строительство и жилищное строительство, которые также активно развиваются в регионе.
Отмечу позитивную инициативу Бурятского государственного университета — буквально на днях они вышли с предложением о совместной подготовке транспортных специалистов. Это перспективное направление для решения наших кадровых вопросов.

Пресс-служба правительства Бурятии

Туристы все чаще прилетают в Бурятию. Фото: Пресс-служба правительства Бурятии



— В завершении разговора, порекомендуйте нашим читателям три фильма, которые помогут понять, что такое аэропорт изнутри.

— Прежде всего, я бы рекомендовал к прочтению книгу Артура Хейли "Аэропорт" — это фундаментальное произведение, максимально точно отражающее внутреннюю жизнь аэропортового комплекса. Из кинокартин стоит обратить внимание на фильм "Экипаж". Хотя он в большей степени посвящён авиации, а не аэропортовой деятельности, но прекрасно передаёт дух отрасли. Особое место занимает классика советского кино — фильм "В бой идут одни старики", который я традиционно пересматриваю в преддверии Дня Победы. Эта картина воодушевляет своей искренностью и глубоким уважением к профессии авиаторов.
Коллектив нашего аэропорта во многом схож с героями этих произведений — у нас работают настоящие энтузиасты, посвятившие авиации по 20-30 лет жизни. Именно такие преданные своему делу специалисты составляют основу любого аэропорта.

— Спасибо за беседу!
 

227900
48
5