Домохозяйки, пенсионеры, граждане с судимостью, экс-депутаты Народного Хурала и аутсайдеры предвыборной кампании 2013 года стремятся попасть в горсовет Улан-Удэ. Участники выборов предрекают сложную борьбу за депутатские мандаты с применением "грязных" технологий. Такого же мнения придерживается и профессор кафедры политологии и социологии, доктор социологических наук, председатель БРО Российского общества политологов Эрдэм Дагбаев. По его мнению, исход избирательной кампании будет самым неожиданным: ставки на выборах в Горсовет даже выше, чем в Народный Хурал 2013 года, а основная борьба развернется между бизнес-группами и отдельными предприятиями. О том, что нам готовит этот политический сезон, эксперт рассказал в интервью корр. ИА UlanMedia.
- Эрдэм Данзанович, о том, что борьба в горсовет будет сложной, можно судить и по количеству потенциальных кандидатов. В связи с чем такой ажиотаж?
- Борьба будет, потому что будет очень высокая конкуренция. Будут применяться различного рода технологий, и этому есть объяснение. Выборы депутатов горсовета предполагают выборы мэра города. Это однозначно повышает ставки — теоретически любой депутат может претендовать на должность мэра. Это первое. Второй момент — нет партийных списков, а, значит, представительство интересов приобретает другую форму. Кто идет в депутаты? Люди с амбициями, которые представляют интересы определенных групп. Есть корпоративные группы, представляющие интересы отдельных учреждений. Например, ТГК-14 целую группу выставляет, или тот же "Абсолют". Сегменты общества зашевелились. Когда спокойно выборы проходят? Когда понятно, что победить фаворита не удастся. А когда это все неустойчиво, то все сразу поднимают головы. Так сложилось, потому что за полтора года Голкову не удалось показать себя безусловным лидером города. Если сравнить несколько предыдущих выборов, - хотя они по другой форме проходили, - вся власть была у Айдаева. На выборах у него был один соперник — Толстоухов. А сейчас многополярная, многосторонняя игра со многими неизвестными.
- Почему же Голкову не удалось за полтора года показать себя безусловным лидером города?
- Если бы он взял все в свои руки, тут уже такой бузы не было бы. Вероятно, это личностные качества. Ведь нельзя сказать, что Голков не имел поддержки от власти - он является представителем "Единой России". За все время не проявлялась в очень агрессивной форме оппозиция, если не иметь в в виду Геннадия Архиповича (Айдаева - ред.). Возможности у Голкова были. Скажите, почему журналисты с первого дня стали его бить? Мне кажется, по чисто психологическим причинам. Он не понравился журналистам, не полюбился. Может манерой, чертами характера, неким пренебрежением... Другой вопрос — почему власть оказалась не совсем уверенной в нем?
- А вы считаете, что власть в нем засомневалась?
- Сейчас очевидно, что власть до конца в нем не уверена. Отсюда эти попытки найти подстраховки. Не знаю, в чьем именно лице их ищут, но вероятно, это Зураев, возможно, Хандархаев. Была информация, что Цыренов будет баллотироваться... Значит, власть мечется, ставит на разных людей.
- С очередной предвыборной кампанией вновь приобрел свою актуальность и национальный момент в формировании органов власти...
- Да, в политике должен быть определенный баланс, чтобы не было возможности говорить, что у нас, якобы, нет шансов руководить, мы ничего не можем, наши права ущемляют. Именно этим я объясняю то, что Голкову ищут подстраховки. Если обратить внимание, подстраховки все — из кандидатов бурятской национальности. Сейчас идет многоходовая игра. Голков — первый кандидат, но если не получится, то в очереди есть другие... Но это точно будет бурят.
- Опять же, все зависит от того, как будет развиваться ситуация...
- Да, неясно: выберут 30 человек, а что это будет за состав? Вдруг там вообще Голков будет непроходной? Будет, например, 20 оппозиционеров, и что?
- Как думаете, кто может сегодня составить Голкову реальную конкуренцию?
- Сложность ситуации в том, что нет очевидного. Судя по тому, кто выдвинулся, мы можем предположить, что это Зураев. Возможно, Хандархаев. Пикантность ситуации в том, что они замы Голкова, то есть подчиненные. Это уже говорит о расколе команды. Даже если это хитроумные комбинации, то это признак слабости. Потому что с точки зрения политологии, если из одной команды идут несколько человек, то, с какими бы целями они ни выдвигались, это всерьез не воспринимается. Это значит, что в команде нет единства.
- Какими еще причинами можно объяснить такую активность желающих пройти в горсовет?
- Кроме прочих есть и экономические причины. Город разбит на 30 округов — грубо говоря, 30 кусков, где концентрируются ресурсы, база в виде земли, предприятий, каких-то активов и так далее. Безусловно, депутаты будут регулировать эти процессы. В нынешней сложной экономической ситуации это ценно вдвойне. И этим обусловлена активность людей, которые стремятся побороться за места в горсовете.
- Не пренебрегая "грязными" технологиями?
- Да, поскольку выборы будут очень конкурентными, а конкурентность предполагает высокие ставки. К тому же, есть уже факты, которые показывают их (технологий) наличие. У нас 30 округов, и в каждом ситуация разная. К примеру, я сегодня узнал, что там, где выдвинулась руководитель "Абсолюта" Шагдарова, у нее один реальный соперник, и то мало известный, и вряд ли у него есть шансы. Это о чем говорит? О том, что соперники решило, что там ситуация уже очевидна. Есть округа, где множество кандидатов, представляющих самые различные, а иногда и конкурирующие группы. В округе того же Голкова выдвинулся Тучков. Очевидно, что это будет борьба людей, которые являются изначально политическими противниками. А если происходит столкновение лоб в лоб, чего мы будем ожидать? Совершенно понятно — жесткой борьбы.
- Как расцениваете решение сына экс-мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева участвовать в выборах?
- Я это рассматриваю с психологической стороны. Не знаю, насколько серьезно он (Сергей Айдаев) борется за победу, возможно, что и серьезно. Все зависит от задействованных ресурсов. Но тем самым демонстрируется команда прежнего мэра. Он как бы говорит - "мы не собираемся так просто отдавать бразды правления". В определенной мере это делается для мобилизации сторонников. Очень трудно мне, например, считать, что он реальный претендент на пост мэра. Это демонстрация — "извините, мы никого не боимся, мы сильные, наша фамилия звучит". Айдаев сам не может в силу того, что с ружьем история, да и рейтинги упали. Но его команда видна, желание взять реванш есть. Тучков тот же. Тем самым он (Айдаев) действительно участвует в выборах. Хотя, я думаю, что время то ушло... Но я по- прежнему считаю, что действующий руководитель, как правило, имеет более высокие шансы в силу разных причин.
- У него административный ресурс...
- Конечно. Плюс — инициатива на его стороне, возможности. Но все покажет борьба, искусство ведения избирательной кампании.
- Если внимательно посмотреть список Избиркома, то очевидно, что в нем очень много так называемых технических кандидатов...
- Это особенность конкурентной борьбы. Например, шесть Краснопеевых. Понятно, что это элемент технологий, и он рассчитанна людей, которые плохо вникают в ситуацию. И потом, обратите внимание — в списках очень много помощников, заместителей, сыновей. Они представляют корпоративные группы, тогда как первые лица стоят за ними и проталкивают их. Крупные игроки либо являются депутатами Народного Хурала, либо руководят организациями и не считают необходимым идти на выборы. Проиграть дляних — это удар. А тут он фактически будет руководить депутатом — делай так, голосуй за это. Все корпорации по два-три человека хотят провести. Причем иногда на разных округах и от разных партий.
- Как оцениваете положение оппозиции?
- Оппозиция есть, но она латентна, публичной дискуссии не происходит. Первые, кого можно отнести к оппозиции, это фракция КПРФ. Они реально соперники были. Но сейчас по округам от них реально могут пройти два-три человека. Понятно, что они не будут той фракцией, которая сможет что-то решать. Вторая оппозиция — группа Айдаева. Многих можно будет идентифицировать с оппозицией только когда они проявят себя как оппозиция. Я бы не сказал, что партия "Единая Россия" сейчас такаястройная политическая сила — внутренняя борьба и в ней идет.
- Ваши прогнозы по явке избирателей.
- Мы в Бурятии обычно превышаем 50% по явке. Учитывая нынешний определенный интерес, явка также будет превышать 50%. Сентябрь — не самое удачное время для выборов. Если бы было другое время, вероятно, еще выше было бы. Добавлю еще одну мысль — ставки на этих выборах высоки настолько, что они выше, чем были в Народный Хурал. Во-первых, те, кто в Хурал шли, они идут в горсовет, то есть те выборы рассматривались ими как репетиция. Во вторых — ресурсы округов в Улан-Удэ, возможно, выше, чем в сельских.
Напомним, выборы депутатов горсовета Улан-Удэ пройдут 14 сентября 2014 года по мажоритарной системе - избирателям предстоит выбрать 30 депутатов по 30 одномандатным избирательным округам.
Судя по активности кандидатов, борьба за депутатские мандаты ожидается нешуточная. Единороссы намерены провести в горсовет не менее двух третей своих кандидатов и взять традиционное большинство. Представители ЛДПР скромно рассчитывают получить как минимум три места. "Красные" постараются сохранить свое представительство в городском парламенте.