Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод (ЛВРЗ), отпраздновавший в 2012 году свое 80-летие, вновь переживает трудные времена. Оптимизация производства, попытка внедрить новые технологии привели к сокращению рабочих мест. Все это вызвало волну негодования у работников и ажиотаж в СМИ. Однако ветераны завода надеются на лучшее и верят в то, что первое в Бурятии промышленное предприятие сможет вернуть себе былую мощь. "Старожилы" вспоминают те времена, когда на ЛВРЗ работали до 20 тысяч человек (нынче — шесть тысяч), завод не только ремонтировал вагоны, но и строил дома и социальные объекты, которые "выросли" в целый соцгородок, именуемый в народе "ПВЗ". В минувшую пятницу, 22 августа, прошло ровно 82 года с того момента, когда был забит первый колышек в строительство ЛВРЗ, сообщает ИА UlanMedia.
От первого колышка до соцгородка
Память о былой мощи ЛВРЗ, достижения завода и его история хранятся в музее предприятия. Директор музея Светлана Нестерова — тоже "старожил", на заводе она с 1981 года. Работала в отделе кадров, затем перешла в музей, где сегодня следит за фондами и рассказывает вновь прибывшим сотрудникам ЛВРЗ и гостям о том, каким когда-то был завод.
Героическое прошлое, сложное настоящее и непонятное будущее — ЛВРЗ и соцгородок в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
- На месте завода раньше был лес, грибы и ягоды собирали. Окраина Верхнеудинска, тайга. И сюда прибыли тысячи строителей - осваивать место, строить завод-гигант, равного которому не было в Союзе, - рассказывает она. - Сначала хотели завод строить в Чите, где уже шли геодезические разработки. Но попали на мерзлоты, решили, что там строить опасно, и перенесли сюда.
В 1932 году был забит первый колышек в фундамент завода, а уже в 1934 году его рабочие ремонтировали первый паровоз.
Фото из музея ЛВРЗ "Группа первых строителей", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Первые строители жили в палатках, затем на их месте появились бараки, которые сменили общежития. И уже потом территория, где строился завод, выросла в соцгородок, жизнь которого всецело зависела от ПВЗ - так называли тогда предприятие. Строители приезжали со всего Союза, из всех республик. Для них строили больницы и амбулатории, для их детей - школы и детсады. Появлялись библиотеки и другие объекты соцкультбыта. "Росли" дома - те самые, что и сегодня стоят в районе "ПВЗ",в которых живут и рабочие завода, и другие горожане. Появилась ТЭЦ, железнодорожный техникум (заводу нужны были кадры). Жизнь в соцгородке кипела.
- Завод строил весь Советский Союз — с Украины, Белоруссии... Мы сегодня видим политическую расстановку сил... А тогда мы все здесь были. Больницы, школы - все построено в то время. Стадион в послевоенное время построили, но он был самым лучшим и большим в республике многие годы. Это сейчас ФСК, - рассказывает Светлана Нестерова. - Дворец культуры в 1935 году взметнулся в этой тайге, памятник архитектуры. Здесь палатки стояли еще, домишки и вдруг - такой красавец. Заводчане обращались к Путину даже, когда приезжал он сюда, чтобы этот памятник архитектуры сохранили. Туда ведут 140 ступенек, вся молодежь бегала, там были танцы, фильмы, кружки. Даже библиотека первая. Вклад заводчан в развитие города, республики огромный.
На фото из музея ЛВРЗ - военные будни завода, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Когда на ЛВРЗ приходит работать новичок, то первым делом его ведут в музей в целях воспитания в коллективе патриотического духа. По мнению Нестеровой, случайные люди здесь не задерживаются.
Минометы, авиабомбы, вафельницы
- Вот стенды о временах Великой Отечественной войны, - проводит Светлана Нестерова небольшую экскурсию по музею. - Заводы на западе были эвакуированы или разрушены, строить надо. На чем возить подмогу на фронт? На войну ушли 4,5 тысячи рабочих завода. Женщины и дети встали за станки, план не сняли ни на грамм. Мы кроме плана еще выпускали минометы, мины, авиабомбы. Специальный секретный цех был.
На фото из музея ЛВРЗ - военные будни завода, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
На фото из музея ЛВРЗ - военные будни завода, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Героическое прошлое, сложное настоящее и непонятное будущее — ЛВРЗ и соцгородок в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Два работника ЛВРЗ, ушедшие на фронт, стали Героями Советского Союза — Сергей Орешков и Изот Вакарин. Первый прославился тем, что повторил подвиг Александра Матросова — во время боя закрыл грудью амбразуру вражеского дзота. Именем Орешкова в соцгородке назвали парк.
- За 1945 год читала газету. День Победы, все ликуют, плачут, обнимаются. А в газете приписка, что праздник омрачился лишь тем, что умер начальник комплексной бригады цеха от дистрофии. Вот вам ответ на все вопросы, - рассказывает директор музея. - У нас, в Сибири, не стреляют, не бьют, День Победы, а начальник умирает от дистрофии. Значит, правда все было - грызли осину ребятишки, ходили за бульоном в центр города, там, где Гостиные ряды. Там раньше была столовая, потом пирожки в ней продавали. В войну здесь выдавали бульон костный с мясокомбината, раз в неделю. Там очереди стояли с утра. Обида была, когда захлопывалась дверь — кончился бульон.
Сложное настоящее
Тяжелые времена на ЛВРЗ наступили в 90-е, как и на многих предприятиях бывшего Советского Союза. Чтобы выжить, предприятие вошло в состав ВСЖД.
- Мы выжили, завод выстоял. Сейчас он переживает трудные времена. Но мы надеемся, что все наладится, - говорит Светлана Нестерова. - В свое время мы и вафельницы делали, и ремонтировали автобусы, троллейбусы, трамваи. Делали и другую работу, чтобы сохранить коллектив.
Отдельный предмет для гордости — семейные династии коллектива ЛВРЗ. На предприятии насчитываются сотни династий. По словам Светланы Нестеровой, по утрам через проходную завода одномоментно проходят по 14 членов одной семьи. Общий стаж в династиях насчитывает до 600 лет.
На фото из музея ЛВРЗ - заводские династии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
На фото из музея ЛВРЗ - заводские династии, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Старейшие работники завода с пониманием относятся к реформам, которые пытается провести руководство. Какими бы преобразованиями ни занимались там, "наверху", в музее продолжают собирать предметы старины, рассказывать молодежи об истории предприятия, и надеяться на то, что когда-нибудь все наладится.
- Не скажу, что у нас сейчас, в стадии реформирования, все хорошо. Но мы стараемся, чтобы люди знали историю и шли к новому, - говорит директор музея. - Трудные времена вызывают эмоции. Как патриот своего завода я, конечно, за то, чтобы были рабочие места, была нормальная зарплата. Подвижной состав — важное звено. Мы занимаемся ремонтом и вагонов, и электровозов. Без этого нет движения вперед. И мы надеемся, что процесс реформирования как-то пройдет и мы останемся. Завод не может уйти в никуда.
В лучшие времена верит и коллега Светланы Нестеровой, почетный железнодорожник, председатель Совета ветеранов ЛВРЗ Антонина Смирнова. Она на предприятии уже более 55 лет, награждена Орденом трудовой славы.
- Пришла на завод в 1959 году, работала токарем, маляром, мастером, профоргом. Юность здесь прошла, зрелые годы здесь, и сейчас на заводе, - рассказывает она. - Это мой родной дом. Я его люблю. Как иногда семью не любят, так я люблю свой завод. Живу рядом, в соцгородке, на Октябрьской 11. Раньше у предприятия было строительное управление, сами строили. Сколько садов, яслей было! Профилакторий строили, подземный переход. Много чего. Весь соцгород строил завод, все дома наши, заводские. Но у завода сейчас ничего не осталось. Что сделать - идет перемена, технологии новые. Надеемся, что будет лучше. 90-е годы тоже тяжелые были - ни зарплаты, ничего, но выжили. Встали на ноги. И сейчас выживем.
"Бурятская Одесса"
Светлана Нестерова вспоминает те времена, когда ее родной соцгородк "ПВЗ" был неразрывно связан с заводом. В ведении предприятия находились все детсады, школы, техникумы, общежития.
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Как описан микрорайон в книге "Архитектура Улан-Удэ" Л. К. Минерта, "...по варианту генплана (1934 год) на северо-восточной окраине существовавшего города проектировался большой жилой массив соцгорода на 66 тысяч человек. По проекту планировки поселка, разработанному в 1934 г, проектным отделом строительства ПВ3 его население принималось в 24 тысячи человек. На первую очередь проектировалось сооружение 144,8 тыс. кв. м жилой площади и комплекса культурно-бытовых учреждений. Структура планировки посёлка учитывает природные условия участка, вытянутого вдоль отрогов хребта и имеющего значительное падение рельефа. Основные - продольные улицы трассированы с минимальными уклонами: изгибаясь, они повторяют характер рельефа. Хотя при этом часть второстепенных у лиц и получила большие продольные уклоны, все-таки в целом сеть получила рациональное начертание.
Героическое прошлое, сложное настоящее и непонятное будущее — ЛВРЗ и соцгородок в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
В наиболее низкой части территории размещались главная улица и общественный центр поселка. Последний проектировался в виде короткого и широкого бульвара, соединяющего главную улицу с расположенным на высоком холме зданием Дворца культуры. У пересечения главной улицы с бульваром и подъездом из города проектировался комплекс общественных зданий и сооружений...
...Композиционные приемы планировки жилых кварталов посёлка не имеют единого характера. Наряду со строчным расположением домов в восточной и северной части посёлка - уже существовавших к моменту составления проекта 1934 года - в новых кварталах проектируется периметральная и смешанная застройка. В этой разнохарактерности композиционньх приемов отразилась смена архитектурно-планировочных концепции, происшедшая в советской архитектуре в начале 1930-х годов. Кроме того, если ранние части поселка представляют собой свободные группы однотипных домов, в поздних кварталах по периметру проектируются дома большой протяженности (100 - 190 м), внешней архитектуре которых придается особое значение.
Планировочная структура поселка предлагалась с укрупненными кварталами и широкими озелененными улицами. Проект предусматривал все возможности для превращения посёлка в благоустроенный и удобный для жизни городок-сад, социалистический город. ГIри реализации проекта были допущены отдельные ошибки (размещение детских учреждений), хорошие идеи получили лишь частичное осуществление.
...Если в 1933 - 1934 годах возводились преимущественно двухэтажные деревянные (рубленые и каркасные) дома, то в дальнейшем основной объем строительства осуществляется в виде капитальных 3-5-этажных зданий. Такими зданиями застроен ряд больших кварталов в центральной части поселка. К концу 1941 года жилищный фонд поселка составил 86,6 тыс. кв. м. Часть его, размещенная в капитальных зданиях, оборудована центральным отоплением, водопроводом и канализацией. Благоустройство и озеленение кварталов не везде осуществили.
Героическое прошлое, сложное настоящее и непонятное будущее — ЛВРЗ и соцгородок в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
До Великой Отечественной войны из общественных зданий успели построить Дворец культуры, поликлинику, школу на 960 учащихся и др. Их сооружение обеспечило население поселка основными учреждениями культурно-бытового обслуживания. Почти полностью осуществили предусмотренную проектом застройку центральной части капитальными жилыми домами и общественными зданиями. Основные улицы были благоустроены и озеленены. Таким образом, поселок паровозо-вагонного завода, в отличие от других новых частей города, получил известную функциональную и архитектурную организованность и единство. Несмотря на недостатки и незавершенность, посёлок был наиболее цельным градостроительным комплексом, осуществленным в Улан-Удэ за предвоенные годы".
Видимо, потому, что поселок ПВЗ строили для приехавших со всего СССР, он совсем не похож на сибирский город. Улицы Октябрьская, Комсомольская с домами старой, "сталинской" постройки выглядят как какой-нибудь южный город. Неоднократно приезжие, проходя по тенистой улице Октябрьской в сторону площади Слава, изумлялись, глядя на архитектуру соцгородка: "Словно в Одессу попали!".
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
И действительно: светло-желтые дома с высокими потолками, кирпичные арки старых общежитий, необычно густая зелень летом - все выглядит так, будто бы из современного Улан-Удэ вы очутились внезапно в послевоенных годах. Конечно, старые дома обветшали, вокруг появились приметы нового тысячелетия, но ПВЗ так и осталось ПВЗ.
Героическое прошлое, сложное настоящее и непонятное будущее — ЛВРЗ и соцгородок в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса": дома еще с трубами, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Этот микрорайон в сознании улан-удэнцев остается, к сожалению, местом с повышенной криминогенной ситуацией, и даже в городском фольклоре он фигурирует как район с опасной репутацией - как говорится, "не ходите вечером на ПВЗ". В центре поселка до сих пор сохранились коммунальные квартиры, находится довольно много питейных заведений для непритязательной публики.
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса" - один из самых зеленых микрорайонов Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
- Конечно, город меняется, - говорит Светлана Нестерова. - Очень рады тому, что будет реконструирован парк Орешкова, ведь это любимое место заводчан. Семьями здесь гуляли, отдыхали и народные праздники проводили. Проект перестройки очень понравился. Конечно, парк Орешкова урезали, что обидно. Но ничего уже не поделать...
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса": парк имени Сергея Орешкова, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Поселок ЛВРЗ - бурятская "Одесса", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
У парка Орешкова - мягко говоря, дурная репутация. О том, что это место отдыха, напоминает лишь сосновый лес и небольшой парк современных аттракционов. Совсем недавно парк был буквально наводнен летними кафешками, которые правопорядку отнюдь не способствовали. Сейчас в парке, как шутят местные жители, есть все: ресторан, цирк - именно здесь, на теперь уже огороженной территории расположен шатер Государственного бурятского цирка, строится кафедральный православный собор - начало строительства его было заложено с большой помпой, а недавно это место посетила и глава Дома Романовых Великая Княгиня Мария Александровна.
Любят заводчане и Дворец культуры, который также ждет, как пообещали городские власти, обновление.
Бывший ДК ЛВРЗ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
- Весь город как на ладони с площадки перед ДК! - говорит Светлана Нестерова. - Когда его построили, здесь еще тайга была, лес, представляете? Этот парк в лесном массиве создан, то есть все не насажено, а уже росло. В то время с площадки Дворца культуры можно было увидеть это зеленое буйство и царство. Мне нравится, что сейчас пошло такое движение по озеленению города. Но важно, чтобы это не на словах было, а чтобы действительно поднялись эти деревья.
Героическое прошлое, сложное настоящее и непонятное будущее — ЛВРЗ и соцгородок в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Героическое прошлое, сложное настоящее и непонятное будущее — ЛВРЗ и соцгородок в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Героическое прошлое, сложное настоящее и непонятное будущее — ЛВРЗ и соцгородок в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Однако масштабы разрушений ДК ЛВРЗ столь велики, что восстанавливать его придется, скорее всего, не один год. Анфилада лестниц, один из немногих сохранившихся в относительно приличном состоянии памятников Ленину, арки, величественные стены - все находится в очень плачевном состоянии. Об этом по-настоящему знаковом городском здании ИА UlanMedia расскажет подробно в ближайшее время.
Героическое прошлое, сложное настоящее и непонятное будущее — ЛВРЗ и соцгородок в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Завод провалился - коллектив не виноват
Новейшая история ЛВРЗ, к сожалению, не так лучезарна, как хотелось бы.
Тем не менее в декабре прошлого, 2013 года, на Улан-Удэнском ЛВРЗ открылась пилотная площадка проекта LOCOMOTION 2015. Проект, инициированный Управляющей компанией "Локомотивные технологии" и ООО "ТМХ-Сервис", представляет собой программу трансформации производственного процесса, направленного на повышение качества, эффективности, снижение трудовых, материальных и временных затрат. Предполагалось, что в ходе реализации проекта инвестиции в завод составят 70 млн рублей, еще около 20 млн будет вложено в депо. Будут приобретены современные инструменты, усилится система контроля качества. Модернизирована будет и система оплаты труда персонала завода, в рамках LOCOMOTION 2015 будет произведен отбор высококвалифицированных кадров. На ЛВРЗ должна открыться отдельная локомотивосборочная линия конвеерного типа для выполнения среднего ремонта (СР) без остановки основного производства на заводе.
Однако, несмотря на все грядущие преобразования, в феврале 2014 года в СМИ Бурятии прошла информация о том, что на ЛВРЗ грядут массовые сокращения рабочих из-за сложной финансовой ситуации, вызванной отсутствием пакета заказов. Позже, в апреле, появились данные о количестве работников, которым грозит увольнение — 1640. Процедуру сокращения инициировал новый собственник завода "Трансмашхолдинг Сервис". Как рассказал корр. ИА UlanMedia председатель профкома ЛВРЗ Валентин Нарожный, такие данные поступили в профсоюз от работодателя.
Героическое прошлое, сложное настоящее и непонятное будущее — ЛВРЗ и соцгородок в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Однако министр промышленности и торговли Бурятии Александр Гребенщиков заявил, что сокращений не будет.
- Я бы хотел с полной ответственностью заявить, что на улан-удэнском ЛВРЗ предпосылок для остановки предприятия априори быть не может, - сказал он.
В конце марта руководство ЛВРЗ официально подало в Центр занятости населения извещение о сокращении 700 сотрудников. Тогда говорилось о том, что часть уволенных работников будут трудоустроены на "Улан-Удэстальмост" и Улан-Удэнский авиационный завод.
Героическое прошлое, сложное настоящее и непонятное будущее — ЛВРЗ и соцгородок в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Руководство завода объяснила грядущие сокращения оптимизацией производства, модернизацией предприятия и осваиванием новых технологий.
В тот момент на предприятии нашлись активисты, которые решили бороться за свои рабочие места. Они вступили в Межрегиональный профсоюз "Рабочая ассоциация", отделение которого в Бурятии возглавил работник завода Игорь Соколов. Он заявил, что ни о какой модернизации на предприятии речи нет — кроме побелки и покраски в цехах ничего не обновлялось. Кроме того, активист не исключил проведение забастовки коллективом завода в случае, если не будут приняты решения по дальнейшей судьбе сотрудников.
Однако до забастовки дело не дошло. Сокращения на предприятии произошли — стены завода покинули около 500 человек, сообщил корр. ИА UlanMedia Игорь Соколов.
- У нас произошла реконструкция главного производства локомотиво-ремонтного. Мы из трех цехов сделали два. Это нормальный процесс. Вводится новой оборудование, вводится малая механизация. Часть людей, которые достигли пенсионного возраста, те, кто пожелали, были уволены, - рассказал заместитель директора ЛВРЗ Константин Марченко.
Героическое прошлое, сложное настоящее и непонятное будущее — ЛВРЗ и соцгородок в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
В начале августа 2014 года предприятие вновь попало в ленты информационных агентств. На этот раз главным информповодом послужило резкое сокращение заработной платы более чем в два раза.
В обеденный перерыв работники покинули свои цеха и вышли на проходную заводу с тем, чтобы требовать встречи с руководством и разъяснений — почему сократили зарплату. Глава Бурятии Вячеслав Наговицын на пресс-конференции сообщил, что сокращение зарплаты вызвано тем, что завод не справился с объемами в июле.
- Объем продукции в июле был ниже, чем обычно. Но не коллектив же виноват, что завод провалился по объемам, - сказал глава региона.
Вячеслав Наговицын дал поручение Роструду и Минпромторгу РБ выехать на завод и разобраться в сложившейся ситуации.
Руководство ЛВРЗ заявляет, что никаких массовых сокращений на предприятии не планируется, поводов для беспокойства нет. Игорь Соколов и прочие активисты такого оптимизма не разделяют. Они намерены и дальше биться за рабочие места, создавая рабочие комиссии и через обращения в адрес городских и республиканских чиновников.
Какая судьба ждет первое в Бурятии промышленное предприятие, которое строил весь Советский Союз — покажет время. А пока завод живет своими "старожилами", которые любят предприятие так, как иные не любят семью.
СПРАВКА
Улан-Удэнский ЛВРЗ - одно из крупнейших и социально значимых предприятий в регионе. Регион обслуживания – от Северной до Дальневосточной железных дорог. Выпускаемые запчасти поставляются в страны Ближнего зарубежья и Монголию. Единственное производство такого рода в азиатской части страны. Предприятие занимается ремонтом железнодорожного подвижного состава и производством запасных частей. Годовой объем производства: локомотивов - 320 единиц, дизелей - 250 единиц, пассажирских вагонов - 380 единиц, стального, чугунного и цветного литья - 12000 тонн.
Основной заказчик ремонта локомотивов и оборудования –ОАО "Российские железные дороги", ремонта вагонов – ОАО"Федеральная пассажирская дирекция". Партнерами завода являются производители и разработчики железнодорожной техники: ОАО "НЭВЗ", ОАО "ТВЗ", ОАО "ХК Элинар", ЗАО "Электроизолит", НПО "Саут", ОАО "ВЭлНИИ ", ОАО "ПК "УВЗ".
ЛВРЗ является филиалом ОАО "Желдорреммаш". Собственник завода - ЗАО "Трансмашхолдинг".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Коллектив ЛВРЗ не виноват, что завод провалился с объемами продукции - глава Бурятии
Волнения из-за резкого сокращения зарплаты начались на ЛВРЗ в Бурятии
Никакой модернизации на ЛВРЗ в Улан-Удэ не происходит, кроме побелки и покраски - Соколов
Модернизация и инвестиционные проекты нужны ЛВРЗ в Улан-Удэ
Минпромторг Бурятии вновь опроверг массовое сокращение кадров на ЛВРЗ
На ЛВРЗ в Улан-Удэ сократят более 1600 работников
На ЛВРЗ в Улан-Удэ будет продолжена стабильная работа - Минпромторг Бурятии