Бюджет в Бурятии утвердили три года с дефицитом 9,2 млрд рублей

Доходы республики не покрывают расходы, несмотря на рост поступлений от добычи золота
Депутаты утвердили проект бюджета
Фото: Народный Хурал РБ

UlanMedia, 12 декабря. Народный Хурал Республики Бурятия принял во втором чтении бюджет на 2026 год, планируя потратить 138,8 млрд рублей при доходах в 129,6 млрд рублей. Дефицит в 9,2 млрд рублей — самый большой за последние годы — республика объясняет необходимостью поддержки участников СВО и расширением социальных программ.

Решение о принятии бюджета было ключевым вопросом сессии Народного Хурала. Председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Александр Бардунаев подчеркнул, что финансовый документ стал результатом длительной работы всех участников бюджетного процесса в условиях, которые он назвал крайне сложными.

"Разработка главного финансового документа республики осуществлялась в условиях продолжающегося внешнего давления, вызванного специальной военной операцией. Расходная часть республиканского бюджета по-прежнему ориентирована на выполнение всех социальных обязательств и на финансовое обеспечение национальных проектов", — сказал парламентарий.

Сравнение с предыдущим годом показывает, что республика существенно увеличивает финансовые нагрузки на себя. На 2025 год Бурятия приняла бюджет с доходами 115,5 млрд рублей и расходами 122 млрд рублей, планируя дефицит в 6,5 млрд рублей. На 2026 год доходная часть вырастет на 14,1 млрд рублей, но расходная часть увеличится на 16,8 млрд рублей, в результате чего дефицит увеличится на 2,7 млрд рублей.

Министр финансов Республики Бурятия Георгий Мадаев при представлении первого варианта бюджета прямо назвал его "сложным". Основная причина роста расходов кроется не только в социальных обязательствах мирного времени, но и в новом финансовом бремени, связанном с поддержкой участников специальной военной операции.

По данным проекта бюджета, на единовременную денежную выплату участникам СВО выделяется 2,4 млрд рублей, плюс дополнительные средства на поддержку семей погибших и раненых бойцов. Это существенная часть прироста расходов.

Несмотря на увеличение собственных налоговых доходов республики до 54,9 млрд рублей, Бурятия остаётся глубоко дотационным регионом. Федеральный центр должен будет перечислить в казну республики 71,5 млрд рублей безвозмездных трансфертов. При этом основной источник налоговых доходов — налог на добычу полезных ископаемых — остаётся волатильным и зависит от мировых цен на золото.

Собственные налоговые доходы складываются в основном из налога на доходы физических лиц (примерно 15-20 млрд рублей в год), налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых. Федеральные дотации включают трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 34,4 млрд рублей и субсидии в размере 27,9 млрд рублей на конкретные программы.

Государственный долг республики к 2026 году прогнозируется на уровне 48,0 млрд рублей, что составляет 87,4 процента от налоговых и неналоговых доходов. Более половины этого долга — кредиты коммерческих банков, остальное приходится на другие источники финансирования.

Образование остаётся одним из главных приоритетов республики с выделением 30,5 млрд рублей. На школы и учителей пойдёт 20,7 млрд рублей, на детские сады — 4,6 млрд рублей. Значительную часть расходов на образование составляет финансирование бесплатного горячего питания для школьников, на что выделяется 1,6 млрд рублей.

Здравоохранение получает 19,9 млрд рублей. В рамках этого направления республика планирует закупить лекарства на 3,5 млрд рублей, выделить 2,7 млрд рублей на специализированную медицинскую помощь, включая дорогостоящие операции. Отдельно выделяются средства на лечение редких заболеваний и помощь больным диабетом.

Социальная политика — третий по значимости раздел расходов с выделением 13,0 млрд рублей. В этот раздел входят выплаты многодетным семьям, поддержка пенсионеров, финансирование домов престарелых и центров социального обслуживания. Помимо прочего, на материнский капитал и детские пособия выделяется значительная сумма, а некоторые социальные выплаты будут проиндексированы на 6,8 процента.

Охрана Байкала — уникальное для большинства регионов направление расходов — получит более 3 млрд рублей. Основная часть этих средств пойдёт на строительство и модернизацию очистных сооружений, без которых невозможно защитить озеро от загрязнения при расширяющейся хозяйственной деятельности.

Развитие дорожного хозяйства требует 13,7 млрд рублей. Это необходимо как для строительства новых магистралей, так и для ремонта и содержания федеральной трассы М56, которая является основной автомагистралью региона.

На 2027 и 2028 годы республика планирует достичь сбалансированного бюджета. На оба года запланированы доходы в размере примерно 119,5 млрд рублей при аналогичном размере расходов. Это означает, что правительство рассчитывает на рост налоговых поступлений и снижение потребности в федеральных дотациях к концу трёхлетнего периода.

Однако эти планы оптимистичны в условиях продолжающейся СВО и санкционного давления на экономику. Как указал Бардунаев, параметры федерального бюджета на последующие годы ещё могут измениться, что потребует корректировки и республиканского бюджета.

Увеличение налоговых поступлений республика планирует обеспечить за счёт роста объёмов золотодобычи. В 2025 году налоговые сборы увеличились на 1,83 млрд рублей за счёт притока дополнительных средств именно от этого налога. На 2026 год предполагается, что этот тренд продолжится.

Второй источник роста — развитие сельского хозяйства. На агропромышленный комплекс выделяется 1,5 млрд рублей, включая поддержку фермеров, развитие животноводства и мелиорацию земель. Республика планирует вовлечь в оборот дополнительно 12 тысяч гектаров земли.

Третье направление — развитие малого и среднего предпринимательства, на которое выделяется 2,6 млрд рублей. Финансовая поддержка бизнеса в виде льготных кредитов и грантов должна стимулировать развитие экономики.

Бурятия активно участвует в федеральных национальных проектах, что требует значительного финансирования. На проект "Демография" выделяются средства на поддержку семей с детьми и снижение смертности. Проект "Здравоохранение" предусматривает модернизацию медицинских учреждений. Проект "Образование" направлен на повышение качества обучения, а "Экология" — на защиту Байкала и снижение выбросов в атмосферу.

Все эти программы входят в расходную часть бюджета и финансируются как за счёт республиканских средств, так и за счёт федеральных субсидий.

Смотрите полную версию на сайте >>>