Футбольные фанаты, хулиганы, околофутбольные страсти — забудьте. Вчерашние задиры — сегодняшние герои, собранные, отважные, неистово бьющие врага и также самоотверженно помогающие нуждающимся. "Эспаньола" — подразделение, появившееся с началом СВО и объединившее тех, кто прежде за цвета своего клуба мог броситься на оппонента с кулаками. Сегодня они в одном строю защищают Родину. Корреспондент ИА KrasnodarMedia поговорил с Александром Германом, представителем гуманитарного крыла "Эспаньолы", фанатом питерского "Зенита", о важности поддержки бойцов, роли гуманитарной помощи и будущем фанатского околофутбола.
— Александр, как получилось, что российские футбольные "сорвиголовы" и непримиримые, казалось бы, противники объединились и забыли о разногласиях?
— Начались боевые действия, возникла реальная опасность для Родины, и мы все осознали необходимость, а главное, возможность встать на её защиту. Помните, как в мультфильме "Маугли" (6+), когда в период засухи все звери сходятся у одного водопоя? Так и русские футбольные фанаты практически всех клубов в трудную минуту забыли разногласия, пожали руки, стали братьями и одной стеной встали защищать свою страну. С тех пор у нас нет конфликтов, недопониманий, есть одна цель — помочь Родине победить врага.
Александр Герман и Андрей Соломатин. Фото: Телеграмм-канал "Невский фронт — детям/ Гуманитарная помощь"
— Забегая вперед: когда закончатся боевые действия, все вернутся, вы снова вспомните давние размолвки?
— Я задавал этот вопрос парням в окопах: мы делим одну кружку кофе, неужели после окончания спецоперации мы вернемся к прежним распрям? Но на самом деле те, кто вместе держал удар против одного врага, помогали гуманитарной поддержкой, оказывали информационную помощь, уже не станут ссориться из-за футбольных противоречий. У нас будут задачи поважнее, мы уже их видим и готовы решать их в дальнейшем. Сейчас же каждый из нас понимает: если зло не остановить, то боевые действия могут прийти к каждому из нас домой.
— Александр, Вы являетесь представителем гуманитарного крыла "Эспаньолы" и ведешь большую информационную работу. Расскажи, как началась твоя деятельность, как распределяются функции в вашем подразделении.
— Вообще региональная общественная организация "Невский фронт" возит гуманитарную помощь на Донбасс с 2018 года. Мы помогаем одиноким старикам, детским домам, малообеспеченным семьям уже давно, а сейчас сосредоточили работу на Донбассе. В начале спецоперации наш город и область объявили о готовности принять у себя несколько тысяч семей Донбасса, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, но закрыли аэропорты, многие пути оказались недоступны. Тогда мы в "Невском фронте" приняли решение объявить сбор помощи и самим отвезти ее в новые регионы. За десять дней мы собрали 60 тонн гуманитарки. Мы тогда буквально поехали в никуда. В Луганске нас встретил Иван Ф., представитель второго армейского корпуса НМ ЛНР. Он нам очень помог. 12 марта 2022 года мы оказались в Рубежном. 28 дней город был в окружении: люди топили воду из снега, скрывались от постоянных обстрелов. Там за каждый дом велись ожесточенные уличные бои.
Это было очень тяжело, мы раздали все, что у нас было, протянули руку помощи всем, кому могли. Так мы стали помогать мирному населению, находящемуся в зоне ведения боевых действий, и добровольцам, собранным из учителей и шахтеров. А затем, в сентябре-октябре 2022 года появилось подразделение, изначально входящее в батальон "Восток" "Эспаньолы". Следующие наши 20 тонн помощи тогда ушли в это подразделение, когда в него стали массово приезжать первые футбольные фанаты. Тогда руководство нашей организации приняло решение организованно поддерживать "Эспаньолу". С тех пор мы доставили на Донбасс 480 тонн гуманитарной помощи: коптеры, обмундирование, медикаменты, вещи первой необходимости, гигиеническую продукцию, питание, и многое другое, включая десяток автомобилей. Все эти вещи приобретены на средства жителей нашей страны, простых людей. Вот уже почти два года нон-стоп каждые 30-40 дней мы отправляем 20-тонную фуру. Сейчас мы помогаем и нашим бойцам, и мирным жителям: детским домам, учреждениям, малоимущим, многодетным семьям, детям-инвалидам.
— Александр, ваши социальные сети, статусы в мессенджерах заполнены объявлениями о сборах, историями бойцов, отчетами, поездками к благотворителям. Складывается впечатление, что для вас гуманитарная деятельность стала некой миссией, смыслом жизни...
— Так и есть. Я руковожу благотворительной организацией. В год провожу от 20 до 40 различных мероприятий. Год начинается с поздравлений детей с Новым годом в больницах и детских домах Санкт-Петербурга. Далее — 27 января, в День снятия блокады Ленинграда мы отправляемся по домам престарелых с подарками, далее — День Победы и традиционный турнир по футболу среди детских домов "Юный зенитовец" (12+), и весь год так расписан — помощь тяжелобольным детям, ребятишкам с особенностями развития. Это действительно моя жизнь.
— За два года появилось много каналов, чатов, групп со сборами, с объявлениями о помощи. Как отличить настоящего благотворителя от мошенника?
— Главное — это чистота и прозрачность деятельности: отчеты, записи, видеообращения, благодарности. Мы за многие годы заработали свою репутацию. На мне огромная ответственность всего околофутбольного сообщества из разных уголков страны и просто неравнодушных людей, я не имею права ошибиться. Обратная связь от бойцов, демонстрация всего, что мы приобрели — это важная работа. Мы оказываем точечную, адресную помощь. Я все показываю, рассказываю: как мы собираем, как загружаем, как везем, без указания локаций, конечно. Я всегда беру от бойцов обратную связь, поэтому люди доверяют. Более того, каждый, кто оказывает помощь, может приехать, посмотреть, проверить по списку, вместе со мной помочь в погрузке, увидеть весь объем помощи. Я открыт к добрым контактам и неравнодушным людям.
— Как эта деятельность повлияла на Вашу жизнь?
— Как и многие, думаю, некоторых друзей я потерял просто из-за расхождения во взглядах и отношении к ситуации, к спецоперации, помощи нуждающимся. Но это не мешает мне твердо стоять на своих позициях и придерживаться моих убеждений. К тому же, я 80% времени провожу в работе. Любой гуманитарщик знает, что наша деятельность связана с ночными сортировками, приемами, разборами, разгрузками, погрузками — это 24/7, плюс поездки “за ленточку”, и не каждый близкий человек это выдержит.
— Александр, за два года поездок на территории, находящиеся в зоне боевых действий, встреч с мирными жителями, которые живут в адских условиях, Вы видели много тяжелых ситуаций. Там и сейчас в постоянной опасности живут дети...
— Когда видишь детей в подвалах — сердце не может остаться глухим и равнодушным. Некоторые семьи нам приходилось буквально уговорами вывозить. Люди не хотят оставлять свои дома и уезжать в неизвестность даже под страхом обстрелов. Приходится убеждать, объяснять. Мы помогаем, привозим все необходимое. И когда видим, что многодетные семьи постоянно находятся под обстрелами — всегда стараемся вывезти и спасти их. Да, я знаю, что всем не поможешь, но мы стараемся.
Александр Герман с бойцом "Эспаньолы". Фото: Телеграмм-канал "Невский фронт — детям/ Гуманитарная помощь"
— Как все же относиться ко всему, что видишь — выработать хладнокровие и просто делать работу, или не закрывать душу и постоянно испытывать боль?
— Я считаю, что нельзя отключать чувства, да это и невозможно. Никогда не знаешь, что тебя ждет в очередной поездке. Меня удивило, когда дети 4-8 лет просили привезти не шоколадки, не другие сладости, а просто хлеба. У них другие ценности, они дорожат простыми вещами. Да, щемит каждый раз от беззащитности женщин, детей и стариков в этой ситуации, особенно когда местное население готово отдать тебе последнее, мы такое тоже встречали. Поэтому мы еще сильнее понимаем важность того, что делают сейчас наши бойцы на передовой.
— Вам хочется самому поехать работать туда, на передовую, к ребятам?
— Да, очень. Я каждый раз стараюсь как можно скорее собрать груз и уехать к ним. Там я наравне с остальными хожу в наряды, помогаю им. У нас в "Эспаньоле" очень сильное чувство братства и плеча. Чтобы вы понимали, это не то чувство, когда есть порыв все бросить и уехать к пацанам, наплевав на все, нет. Я делаю важное дело, хорошо это понимаю. Но всегда радостно и здорово оказаться со своими парнями, привезти им все необходимое и вновь разделить с ними кружку кофе. Это важно — поддержать парней морально, дать понять, что мы рядом. Представители разных околофутбольных движений ездят по очереди к бойцам, мы работаем единой командой, чтобы наши ребята ни в чем не нуждались.
Александр Герман с бойцом "Эспаньолы". Фото: Телеграмм-канал "Невский фронт — детям/ Гуманитарная помощь"
— И последний вопрос: как изменилось среди людей отношение к гуманитарной помощи за два года спецоперации, ведь сборы идут постоянно? Стали помогать меньше или больше? Какие есть сложности?
— Когда активные действия с нашей стороны начались, люди просто не понимали, что происходит, что делать. Нам приносили буквально все: за 10 дней мы собрали 60 тонн груза. Конечно, за это время многие устали. Еще одна болезненная ситуация — это когда бабушки с пенсии откладывают на помощь нашим защитникам, а действительно богатые организации и отдельные люди отказывают в помощи, хотя имеют возможность. Объясняют это тем, что "это не моя история, мне это не надо". Вот это больно. Нельзя оставаться в стороне. Мы никогда на бросим наших бойцов, вместе мы — сила. Слава "Эспаньоле"! Слава России! Победа будет за нами!